litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 4 5 6 7

 

Таблица № 7

7.
Развитие ребенка идет по "игровому" типу.
С первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность и неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстает от сверстников.

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины (предварительный
"диагноз")

Общие
рекомендации


• Неуправляемость:
требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиняться школьным
требованиям.

• Не замечает своих
ошибок, повторяет их после замечаний учителя

• Безразличен к отметкам.

• Неуспеваемость по многим предметам и др.

Основная - отсутствие произвольности
и регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.

Дополнительная -
задержка психического развития

 

  • Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал;

  • единственное средство - всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, наглядность, больше эмоциональности при объяснении и т.д.;
  • если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очевидных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы


 

Таблица № 8


8.
Развитие ребенка идет по типу "негативистская демонстративность".
Главная черта таких детей - высокая потребность быть в центре внимания. Если такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребенка соответствует классическому описанию классного "шута".

Трудности в обучении (причины трудностей обозначены цифрами в соответствии с колонкой 2)

Наиболее вероятные психологические причины
(предварительный
"диагноз")


Общие
рекомендации


• Неуправляемость, не понимает
ни по-хорошему,
ни по-плохому.

• Сознательно нарушает школьные нормы поведения (делает все назло).

• Может хорошо
учиться, но привык утверждаться в плохом

Неудовлетворенная
потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью

  • Уделение ребенку внимания. Истинным наказанием для него является только лишение внимания. Поэтому в случае "фокусов" все замечания свести к минимуму. А главное, свести к минимуму эмоциональность реакций;

  • найти сферу реализации демонстративности. Лучше всего для таких детей - занятия в театральных студиях;
  • помнить, что первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывом негативизма. В это время необходимо быть особенно терпеливым, чтобы вести себя в соответствии с первой рекомендацией




Литература


  1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002.

  2. Барднер, П. Психологическое сопрвождение естественного развития маленьких детей / П.Барднер, И.Ромазан, Г.Чередникова. – Кишинёв – Санкт-Петербург, 1993.

  3. Битянова, М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р.Битянова. – М., 1998.

  4. Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.

  5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М., 1968.

  6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М.Бреслав. – М., 1990.

  7. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. – М., 2003.

  8. Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. – Витебск, 2006.

  9. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. – М., 1980.

  10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1997.

  11. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М., 1989.

  12. Кряжева, И.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / И.Л.Кряжева. – Ярославль, 1996.

  13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. – М., 1999.

  14. Мазепина, Т.Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах / Т.Б.Мазепина. – Ростов н/Д, 2003.

  15. Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А.К.Маркова, Г.А.Матис. – М., 1990.
  16. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – Спб, 2007.


  17. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В,Овчарова. – М., 1999.

  18. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В.Овчарова. – М., 2003.

  19. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А.Осипова. – М., 2000.

  20. Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А.М.Прихожан // Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.

  21. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.Дубровиной. – М., 1991.

  22. Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. / В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. – М., 1989.

  23. Сартан, П.И. Тренинг самостоятельности у детей / П.И.Сартан. – М., 2001.

  24. Семаго, Н.Я, Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М., 2000.

  25. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С.Спиваковская. – М., 2000.

  26. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль, 1997.

  27. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников / О.В.Хухлаева. – М., 2001

  28. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман. – М., 1999.

  29. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова. – М., 1990.

  30. Шмаков, С. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций / С.Шмаков, Н.Безбородова. – М., 2000.

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе: методическое пособие / под ред. Л.Ю.Слепцовой. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007.


<< предыдущая страница