litceysel.ru
добавить свой файл
1


Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета

________________Ю.Н. СОЛОНИН


Рассмотрено и рекомендовано:

1. На заседании кафедры

онтологии и теории познания

Протокол от _________№ ____

Заведующий кафедрой __________ Б.И. ЛИПСКИЙ

2. На заседании методической комиссии

философского факультета

протокол от _________ № ____

Председатель методической комиссии

_______________ В.С. НИКОНЕНКО


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Спец. курс

«Структуры сознания»

специальность 20100

для студентов очного отделения


Составитель:

Профессор, доктор филос. наук Ю.М.ШИЛКОВ


Рецензент:

Профессор, доктор филос. наук Б.В. МАРКОВ


САНКТ-ПЕТРБУРГ

2003



1. Организационно-методический раздел


    1. Цель изучения дисциплины:

Понять онтологическую природу сознания, разбирая совокупность основных проблем на основе дисциплинарных значений. Разобраться в основных парадигмах развития философии сознания (от классики до современности). Выяснить особенности структур и процессов сознания.

1.2. Задачи курса:

Уточнить понятие о сознании, его предметно-дисциплинарные аспекты, представляя основные типы моделей сознания в классической философии (сенсуалистический, рационалистический, априористический и иррационалистический типы).

Раскрыть современный синтез понятий о сознании (на материалах основных направлений в современной философии, а также – на основе когнитивных наук, лингвистики, психологии и компьютерной метафоры).


Изучить антропологические аспекты сознания (на материалах дисциплин культурологического, исторического, биологического и психологического циклов).

Разобраться в феноменологической природе сознания (процессы, состояния, механизмы).

Определить специфику коммуникативных способов сознательной деятельности человека (включая аналитику темы сознание и личность).


    1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина входит в блок спец. курсов по специальности 20100, читается для специализации «Онтология и теория познания» и является необходимым элементом профессиональной компетенции выпускника. Специфичность фундаментальных основ философского образования всегда связывалась с размышлениями о природе человеческого сознания.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:

Студент должен знать содержание тем и проблем курса, владеть ключевыми понятиями и терминологией.

Владеть представлениями об основных парадигмах классического и современного учения о сознании.

Уметь разбираться в особенностях структур, процессов и функций сознания.

Уметь объяснить роль языка в работе сознания; раскрыть природу коммуникативных способов сознательной деятельности людей.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля.

Всего аудиторных занятий:

32 часа

Из них: – лекций

32 часа

– практических занятий



Самостоятельная работа студента (в том числе, на курсовые работы


по дисциплине)


40 часов


Итого (трудоемкость дисциплины):

72 часов



Изучение дисциплины по семестрам

5-ый семестр. Лекций – 32 часа, зачет.


3. Содержание дисциплины

3.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

Тема 3.1.1. Введение. 3.1.1.1. К понятию о сознании. Бытийные структуры сознания; сознание как интегральный способ выражения человека (отношение к миру, к другому, к самому себе). Сознание и самосознание. Сознание как деятельность или структурно-функциональная модель сознания. Сознание как совокупность знаний (когнитивная модель сознания; проблема искусственного интеллекта). Сознание как способ существования и общения. Сознание как универсальный регулятор жизнедеятельности человека (волютивно-пермиссивная модель).

3.1.1.2. Предметно-дисциплинарный образ сознания. Философская монополия на сознание, и ее границы. Дифференциация и интеграция знаний о сознании: соотношение философского, религиозного, естественнонаучного, социального и гуманитарного подходов к сознанию.

Философская, культурная и социальная антропология сознания: проблемы становления и эволюции. Онтология и феноменология сознания: проблемы сущности, свойств и процессов. Когнитивные науки о сознании; соотношение психологии, психолингвистики, лингвистики, логики и риторики.

Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы. Сознание и мозг: нейрофизиологические и нейропсихологические проблемы. Типология взаимоотношений философских и специальных дисциплин, изучающих сознание.

3.1.1.3. Основные теоретические традиции учения о сознании.

Сенсуалистическая традиция. От чувства к мысли: ассоциативная механика, простые и сложные ассоциации, психология и логика ассоциаций. Свойства и типология ассоциаций.


Рационалистическая традиция. Картезианская модель сознания; логико-лингвистические механизмы (глубинные и поверхностные структуры сознания). Априористская модель сознания; пространственно-временные механизмы (И.Кант). Трансцендентальная способность воображения.

3.1.1.4. Проблема сознания в современной философии.

Общая характеристика. Разнообразие моделей сознания; теория и метод (ассоцианизм, гештальтизм, бихевиоризм, редукционизм, интроспекция, феноменология, психоаналитика, компьютерная метафора). Соотношение культурно-исторического и онтогенетического подходов к сознанию. Антропологические модели сознания. Феноменология сознания. Прагматика сознания. Психоаналитика сознания. Герменевтика сознания. Экзистенциальная и религиозная онтология сознания.

Тема 3.1.2. Антропологические аспекты сознания. Сознание в контексте антропогенеза; предпосылки биологической и социокультурной эволюции человека. Проблемы отличий сознательной деятельности человека от поведения животного; модель различий по Шелеру-Плеснеру. Модели первобытного сознания в философии символических форм Э.Кассирера, психологической антропологии Л.Леви-Брюля, структуралистской антропологии К.Леви-Строса. Основные антропологические константы сознания. Семиотика тела.

3.1.2.1. Человеческое тело как феномен культурно-исторического развития. Биология тела и физиология телесных движений; антропосоматический хронотоп или пространственно-временные структуры и механизмы сознания.

Органы тела; их перцептивно-когнитивная (информационная) и культурологическая специфика. Диалогические возможности кожи.

Рука как универсальный инструмент отношений человека с миром, общения с другими людьми, самовыражения. Полифункциональные возможности руки; ручной опыт и ручное сознание. Семиотическая способность руки.

Глаз и перцептивные возможности сознания. Информационно-ориентационные функции глаза. Глаз и гармония пространственных отношений. Глаз и гармония цвета. Метафоры глаза и бытие человека. Проблема точки зрения (видения).


Ухо и акустика общения человека с миром. Проблема вслушивания в бытие и культурологические метафоры уха. Возможности слухового восприятия; время, ритм и музыкальная гармония мира.

Нос и парфюмерные способности человеческого сознания. Мир запахов и запахи тела. Метафоры обонятельного анализа и общения.

Язык как телесный орган вкусовых ощущений. Перцептоника и культурология вкуса. Проблема воспитания вкуса.

Интеграция телесных органов и их функций в практическое сознание человека; характер труда; роль орудий труда или эволюционно-технический аспект сознания; разделение труда, коллективный труд и проблема общения. Усилители тела и его отдельных органов: техническая оснащенность руки; глаз и оптика; ухо и акустические средства.

3.1.2.2. От семиотики тела к языкоречевому сознанию.

Семиотическая, речевая и языковая эволюция сознания: гипотезы происхождения. Жест, символ, знак, звук, слово, текст.

Язык телесных жестов и общение; мимика лица, пантомимы и позы тела; символика танца и ритмика тела.

Голос и речевое сознание; тембр и мелодический строй устной речи; интонация и ритмика речи; эмоциональные свойства речи и общение.

Прагматика языка и ритуальное сознание; письмо и письменная речь; ее изобразительные (конфигурационные) возможности; символизация письма, передача и хранение информации; феномен дейксических (указательных) функций языка.

3.1.2.3. Душа и эмоционально-психический мир сознания.

Психика, сознание, опыт. Ориентационные и информационные способности психики. К интериоризации и экстериоризации психических функций. Бессознательное как психический феномен: энергетика и информатика, сон и сновидение, метафоры (культурологический аспект).

Эмоционально-телесные состояния сознания. Негативные эмоции – беспокойство, досада, гнев, тревога, угнетенность, печаль, тоска, отчаяние, страх, ужас. Позитивные эмоции: радость, восторг, ощущение свободы, блаженство, полнота переживаний. Нейтральные эмоции: пассивные (волнение, робость, возбуждение); активные (удивление, изумление). Мир эмоционально-телесного общения: любовь, привязанность, ревность, презрение, доверие (вера), надежда. Феномен смеха.


3.1.2.4. Человеческий мозг и сознание.

Модели психофизиологической проблемы. Строение, локализация и специфика мозговых функций. Проблемы аномального сознания.

Тема 3.1.3. Феноменологические структуры сознания. Разнообразие моделей феноменологической организации сознания: «явления», «процессы», «акты/действия», «состояния», «функции», «способности».

3.1.3.1. Когнитивные структуры: перцептивные и мыслительные.

Перцепция и виды перцептивных процессов. Свойства ощущений, восприятий, представлений. Мыслительное действие: языко-речевые, образно-наглядные и понятийно-логические свойства. Образное и понятийное мышление. Интегративные способы когнитивных процессов: интуиция, воображение. Творческие механизмы сознания.

3.1.3.2. Эмоциональные структуры.

Разнообразие значений эмоционального сознания. Информационно-когнитивные и ценностно-оценочные свойства эмоций. Эмоции как аффекты; эмоции как переживания (аналитика переживаний); эмоциональные конфигурации и понятий; эмоциональные способы оценивания и проблемы переоценки ценностей (экстремальные ситуации в жизни человека – стресс, фрустрация). Лингвистика и психолингвистика эмоций. Эмотивные высказывания и логика оценок. Семиотика эмоционального сознания.

3.1.3.3. Волевые структуры.

Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека. Воля как универсальная побудительная способность человека и проблема мотивации деятельности. Природа воли: а) онтологические качества – (телесность, иррациональность, бессознательность) и – (адаптивность, целесообразность, рациональность); б) политологические качества: – воля как выражение отношений господства и подчинения или воля к власти; в) информационно-когнитивная модель воли как процесса выбора и принятия решения (пермиссивные свойства); г) регулятивный характер воли и его языковые эквиваленты. Феномен свободы воли и проблемы волевой детерминации сознания.


3.1.3.4. Мнемические структуры.

Память как способность сознания запоминать, хранить и воспроизводить опыт человека. Память и время; принципы временной организации памяти. Информационно-когнитивные свойства памяти и язык. Прошлый опыт и проблема воспоминания. Вероятностный строй мнемических процессов и проблема прогнозирования будущего. Память и культурно-исторический хронотоп сознания; функциональные назначения памяти в познании, общении и повседневной жизни.

Типология и проблемы взаимодействия когнитивных, эмоциональных, волевых и мнемических процессов сознания.

Тема 3.1.4. Гносеологические аспекты сознания. Сознание как познавательная деятельность человека: общая характеристика и типы моделей.

3.1.4.1. Интенциональный анализ сознания.

Интенциональные свойства сознания: направленность, намеренность, предметность, целесообразность, дейксичность, семантичность, вероятностность. Сознание в контексте интенциональных моделей Ф.Брентано, Э.Гуссерля, М.Мерло-Понти, Дж.Сирля. Проблема интенциональности сознания в гештальтистской и вюрцбургской психологии.

Интенциональность как состояние сознания; интенциональность как акт (действие) сознания. Репрезентативные, имажинитивные и операциональные возможности интенционального сознания. Проблемы ноэматизации объектов, предметов, целей, искомых целей и результатов. Ноэзо-ноэматические механизмы и акты сознания. Интенциональная специфика перцептивных, мыслительных, эмоциональных, волевых и мнемиченских процессов. Интенциональность языко-речевых форм сознания; направленность дискурсов, их текстуальные и контекстуальные особенности. Культурно-исторические значения интенциональности сознания.

3.1.4.2. Инструментальный анализ сознания.

Роль перцептивно-мыслительных, эмоциональных, волевых и мнемических средств и форм в сознании как деятельности. Инструментальные функции языка. Сознание в контексте разрешения проблемных ситуаций познания. Инструментально-операциональные особенности сознания как творчества. Проблема получения нового знания.


Воображение как интегральная способность сознания. Операциональные модусы воображения: апрегензия, репродукция, рекогниция. Диахронические и синхронические принципы воображения как познания. Метафора, воображение и сознание. Механизмы идентификации нетождественного и комбинаторика воображения. Эпифора и диафора как способы продуцирования нового знания.

Тема 3.1.5. Коммуникативное сознание. Знаковая природа языка и проблема определения его свойств. Язык и речь. Речь и дискурсивные структуры общения. Синтаксис и проблема организации дискурса: особенности предикации (глубинные и поверхностные структуры); грамматические, орфографические и морфологические свойства письменной речи. Структурные единицы анализа языка: слово – предложение - текст – контекст; лингвистические и экстралингвистические факторы. Семантика: смысл и значение знака. Прагматика языка и проблема интерпретации: употребление и понимание языка. Фонологический компонент языка: внутренняя и внешняя речь, фонация и интонация.

3.1.5.1. Диалогическая природа сознания.

Диалог как способ общения с другим и с самим собой. Дискурсивный характер диалогических ситуаций в жизни и познании: взаимодействие и воздействие; вербальность и невербальность; согласие и агрессия (конфликт); заражение и внушение; вопрос и ответ; убеждение и аргументация; мнение и сомнение. Когнитивные науки, лингвистика, психология, аксиология, культурология и риторика диалога.

3.1.5.2. Сознание и игра.

Игра как интерсубъктивная способность сознания. Игра как феномен бытия и общения. Игровое сознание и разнообразие игровых ситуаций в жизни человека. Дисциплинарность теории игр: общие и специальные проблемы. Структура игры: игрушки и правила. Игра как подражание, как переживание, как воображение. Игроки и зрители. Реальные, формальные и абстрактные возможности игрового сознания. Общие свойства игрового сознания.

3.1.5.3. Сознание и личность.


Индивидуально-личностные детерминанты сознания: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, планы. Сознание и понимание. Структура понимания: предпонимание – эмпатия – экстернализация. Понимание как переживание. Знаковые формы понимания. Диахронические и синхронические структуры понимания.

Коммуникативные свойства понимания: эмпатические действия по проникновению в психику другого; сопереживание, сострадание, симпатия, сочувствие, антипатия. Понятие герменевтического круга (проблемы входа и выхода). Историко-культурные, психологические, логические, лингвистические, аксиологические значения понимания. Разнообразие философских и культурологические дискурсов бессознательного.


3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. В качестве самостоятельной работы студента рекомендуется читать литературные источники, приведенные в списке литературы.

3.3. Примерные темы курсовых и дипломных работ.

В качестве основы перечня тем курсовых и дипломных работ предлагаются вопросы, сформулированные в пункте 3.4. Выбор темы студентом согласуется с преподавателем, а ее название уточняется в ходе консультаций с ним.


3.4. Примерный перечень вопросов к зачету по спецкурсу.

1. Общее понятие о сознании.

2. Сознание как интегральный способ выражения отношений человека к миру природы, к другим людям, к самому себе.

3. Предметно-дисциплинарный образ сознания.

4. Проблема соотношения души и тела в истории философии.

5. Психофизиологическая проблема (о соотношении сознания и мозга).

6. Традиционное учение о сознании: сенсуалистическая модель.

7. Традиционное учение о сознании: рационалистическая (картезианская) модель

8. Традиционное учение о сознании: априорные основания и механизмы.

9. Современное учение о сознании: антропологическая модель.


10. Современное учение о сознании: феноменологическая модель.

11. Современное учение о сознании: прагматическая модель.

12. Современное учение о сознании: экзистенциалистская модель.

13. Современное учение о сознании: герменевтическая модель.

14. Человеческое тело как феномен культурно-исторического развития.

15. Общая характеристика психосоматических способностей сознания.

16. Когнитивные и коммуникативные возможности кожи.

17. Ручное сознание. Рука как универсальный инструмент отношений человека с миром, общения с другими людьми, самовыражения.

18. Нос и парфюмерные способности сознания (обонятельное сознание) .

19. Вкусовые возможности сознания и метафоры вкуса.

20. Глаз и зрительные возможности сознания (визуальное сознание).

21. Ухо и слуховые способности сознания (акустическое сознание).

22. Антропогенетическая эволюция сознания: гипотезы происхождения (телесные, семиотические, речевые и языковые особенности).

23. Сознание и психика; проблема бессознательной психики.

24. Душа и эмоционально-психический мир сознания (эмоции, оценки, ценности);

25. Когнитивные процессы: образ восприятия и образ представления.

26. Когнитивные процессы: образное и понятийное мышление.

27. Когнитивные процессы: воображение, интуиция.

28. Природа воли. Воля как универсальный регулятор деятельности человека.

29. Природа воли. Пермиссивная модель воли. Волевое сознание.

30. Структура памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. Мнемическое сознание.

31. Эмоциональное сознание. Аналитика переживаний и кризисные ситуации в жизни человека.

32. Интенциональный анализ сознания.

33. Инструментальный анализ сознания.

34. Понятие коммуникативного сознания.

35. Сознание как диалог.


36. Сознание как игра.

37. Сознание и личность. Проблема понимания.


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов-фильмов, кино и видеофильмов.

В данном курсе используются наглядные схемы при обсуждении отдельных вопросов курса. Кроме того, перед зачетом проводится письменная работа на знание тем курса.

4.2. Активные методы обучения.

Основу данного курса составляют обычные методы аудиторных лекций с использованием элементов диалога преподавателя со студентами.

4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля.

Стандартное оборудование лекционной аудитории.


4.4. Литература

Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

Веккер Л.М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. М., 2000.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.

Гусев С.С. Смыслы возможного. Коннотационная семантика. СПб., 2002.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том. 1. Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999.

Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб., 1999.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983, Главы 1, 5, 6, 8, 9.

Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Леви-Строс К. Мифологики. Том 1. Сырое и приготовленное. М., 2000.


Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.

Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986.

Марков Б.В. Разум и сердце. СПб., 1993.

Марков Б.В., Шилков Ю.М. Сознание. // Основы современной философии. СПб., 1999. Гл. 4.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Остин Дж. Как совершать действия при помощи слов; Чужое сознание. // Избранное. М., 1999.

Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Пирст С. Теории сознания. М., 2000.

Поляни М. Личностное знание. М., 1985.

Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., 1995.

Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.

Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. СПб., 2001.

Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Хомский Н. Язык и мышление. Благовещенск, 1999.

Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1987.

Шилков Ю.М. Логико-психологические основы познания. // Основы теории познания. СПб., 2000, глава 2.

Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.

Шилков Ю.М. Психосоматические структуры сознания. // Метафизические исследования. СПб., 1998, № 6.

Шилков Ю.М. Чары вымысла. // Вестник СпбГУ, 1999, № 1, серия 6.

Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

Основы онтологии. СПб., 1996.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.


Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Семиотика. М., 1983.

Теория метафоры. М., 1990.

Философия, логика, язык. М., 1987.