litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


Департамент образования Владимирской области

Управление образования Судогодского района

муниципальное образовательное учреждение

«Мошокская средняя общеобразовательная школа»


Программа

элективного курса по математике

«Текстовые задачи с параметрами»


Составитель программы: учитель математики

Моу «Мошокская средняя общеобразовательная школа»

Лябина Татьяна Ивановна


2009 год


Введение


Необходимость введения курса «Текстовые задачи с параметрами» обусловлена тем, что:


  1. Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению текстовых задач с параметрами. При решении текстовых задач прикладного характера большое значение имеет выяснение смысла полученного решения. Этот заключительный этап при решении задач часто ускользает из поля зрения обучающихся, что наблюдалось при проверке экзаменационных работ выпускников средних общеобразовательных школ. Выяснение смысла полученных решений требует критического отношения к так называемым подразумеваемым условиям задачи (например, решение должно быть целым числом, положительным и т.д.)

Здесь особенно наглядно выявляются значение и приемы математического метода исследования явлений природы и решения различных технических задач и научных вопросов.

Подобное исследование дает возможность обучающимся делать небольшие «открытия» и глубже проникать в сущность изучаемого явления или математической задачи, тем самым способствует математическому развитию обучающихся и значительно повышает их математическую культуру
  1. Задачи с параметрами включены в содержание ГИА и ЕГЭ по математике и являются частью дополнительного экзаменационного испытания в университеты высокого уровня, очень часто оказываются не по силам обучающимся, так как у большинства нет должной свободы в общении с параметрами.


Появление таких задач на итоговой аттестации далеко не случайно, так как с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений (без чего решение текстовых задач с параметрами невозможно) и уровень логического мышления обучающихся.

Отсюда трудно рассчитывать на то, что обучающиеся, подготовка которых не содержала «задач с параметрами», смогут в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с подобными задачами.


Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса «Текстовые задачи с параметрами» является предметно-ориентированной. Курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 8 –9 классов общеобразовательной школы, которым интересна математика.

Курс рассчитан на 17 часов.

Программа курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения текстовых задач с параметрами и формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся. Решение текстовых задач (уравнений) с параметрами открывает перед обучающимися значительное число эвристических приемов общего характера, применимых в исследованиях и на уроках других дисциплин.

Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как востребован на государственной итоговой аттестации по математике.

С помощью задач с параметрами можно проверить знания основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Отсюда задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью.

Материал данного курса содержит:

- уравнения с параметрами двух видов:

а) для каждого значения параметра найти все решения уравнения;

б) найти все значения параметра, при каждом из которых решения уравнения удовлетворяют заданным условиям;


-текстовые задачи с параметрами.

Все задачи курса связаны с разделами программы для общеобразовательной математики.

Целью курса является создание условий для расширения знаний по решению текстовых задач с параметрами.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения математики.

Он призван способствовать решению следующих задач:

-повышению уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:

а) решение и исследование линейных, квадратных уравнений содержащих параметр;

б) расширение знаний обучающихся по решению и исследованию текстовых задач с параметрами;

-через решение и исследование задач с параметрами формированию устойчивого интереса к предмету, развитию математических способностей.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар.

Для стимулирования положительного отношения к занятиям применяются методы и приемы:


  • создание на занятиях ситуации занимательности (формулировки задач);

  • использование сравнений и аналогий;

  • организация дискуссий, создание проблемных ситуаций;




  • создание ситуации успеха путем оказания дифференцированной помощи.

На занятиях используются парные и групповые формы работы.

Приложение к элективному курсу содержит некоторый набор уравнений и текстовых задач с параметрами, которые можно использовать для практических и семинарских занятий, для организации контроля в виде самостоятельных и контрольных работ.


В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать

-понятие параметра;

- основные методы решения линейных, квадратных уравнений с параметрами;

- зависимости количества корней уравнения от значений параметра;

- зависимости величин при составлении математических моделей реальных ситуаций.

   уметь:


  • - решать линейные, квадратные уравнения с параметрами;

  • решать текстовые задачи с параметрами алгебраическими методами;

  • интерпретировать результат с учетом ограничений условия задачи;

  • проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием решений линейных и квадратных уравнений с параметрами.

Формы контроля.

В ходе обучения проводятся самостоятельные работы, на которых обучающиеся выступают субъектами оценивания. Контроль проводится через самоанализ, самооценку, взаимооценку выполненных заданий.

Итоговый контроль: составление обучающимися разноуровневых тестов, рейтинговых контрольных работ.


Учебно-тематический план элективного курса

«Текстовые задачи с параметрами»



Наименование тем

Всего часов

В том числе


Форма контроля

лекция

практика

семинар

1


2


3


4


5


6


7

Введение параметра


Уравнения первой степени с одним неизвестным

Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)


Уравнения второй степени с одним неизвестным


Квадратные уравнения второй степени как математические модели реальных ситуаций

(текстовые задачи).

Итоговый контроль


Всего часов

















17ч
















составление



















тестов и

















контрольных

работ






С.р.


К.Р.


С.р.


К.р.



следующая страница >>