litceysel.ru
добавить свой файл
1
Читаем вместе!


Рассказ о коллективных творческих

и исследовательских работах


Мардер Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 19


Челябинск, 2009

Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры как всего общества, так и отдельного человека. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Краеведение- это наши корни. У него важная и чрезвычайно редкая особенность- оно не имеет двух уровней: для специалистов и для широкой публики. Краеведение учит всех любить не только родные места, но и учит знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. «Краеведение - прекрасная школа воспитания нравственности.» (Д.С. Лихачев)

9 лет я вела в МОУ СОШ № 19 кружок «Литературное краеведение». Началом послужило участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ, посвященном 200-летию А.С. Пушкина. Год подготовки не прошел даром: 9 работ кружковцев были высланы в Москву, 6 из них высоко оценены. ( См. ксерокопию статьи из школьной газеты и грамоты). Это работы о наших земляках- писателях и поэтах: Л. Татьяничевой, Б. Ручьеве, М. Гроссмане, П. Бажове и других.

Как вовлечь в работу по литературному краеведению весь класс? Я придумала тему «Литературная топонимика улиц Челябинска». Шестиклассники охотно откликнулись, вместе с родителями стали искать материал, почему улицам присваивали имена писателей и поэтов. Это было их первое исследование; радостные, они приходили в школу и рассказывали, что, оказывается, многие известные писатели и поэты, чьи имена запечатлены в названиях улиц Челябинска, связаны с Уралом: Герцен и Горький, Чехов и Толстой, Пушкин и Маяковский; например, Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, писатель, инженер-путеец, принимал участие в строительстве Южно-Уральской железной дороги и т.д. Составили основной реферат (каждый внес свою лепту)- работа получилась большой, интересной, ученики выступили с ней в классе, на родительском собрании, а на районном конкурсе заняли 2 место. В следующем году тема была конкретизирована «Литературная топонимика улиц Тракторозаводского района», и снова выступление на районном конкурсе- 3 место.


Литературным краеведением я занимаюсь с учениками в кружке, на уроке, во внеурочное время. Для среднего звена очень к месту было изучение повести уральского писателя В.А. Карпова "Вилась веревочка" (1978г.) Произведение нравится подросткам, потому что оно об их ровесниках, их взаимоотношениях и проблемах. В слабых классах читали его на уроке (отводила 5-10 минут), в сильных- самостоятельно, передавая книгу из рук в руки. Итог- обсуждение или конференция.

Вопросы конференции.

1. Какова основная тема повести?

2. Как она связана с названием? Смысл названия? Какая пословица вспомнилась вам?

3. Чьими глазами мы смотрели на происходящее? Что вы можете рассказать о главном герое?

4. Почему Генка попал в компанию Хыся? Хотели бы вы иметь такого друга?

5. Какова цветовая гамма произведения?

6.Какую роль играет в произведении природа?

7. Почему автор, описывая убийство уголовника Хыся, замедляет повествование? Как построен этот эпизод?

8. Справедливым ли вы считаете приговор Генке и его друзьям? Обоснуйте свое мнение.

9. В тексте много рассуждений о душе. Найдите их. Ваша оценка?

И еще два вопроса, на которые отвечали письменно:

Какую пословицу вы взяли бы эпиграфом к произведению В. Карпова "Вилась веревочка"?

Ответов было неожиданно много:

"Душа согрешила, а тело в ответе";

«С кем поведешься - от того и наберешься»;

"Сколько веревочке не виться, все равно конец будет";

«Жизнь дана на добрые дела»;

"Береги платье снову , а честь смолоду";

«Выгода на миг, доброе имя на век»

«За недобрым пойдешь в беду попадешь»

2. Какие строчки вам особенно запомнились?

Мне особенно понравился ответ Нагаевой Ксении.

- Когда я читала конец произведения, я плакала. Запомнились строки: «Я опускаюсь на колени и молю у близкого и родного о прощении». Эти строки- обращение к людям. В них мольба о прощении... И боль… И надежда… Человеческая жизнь бесценна - к такому выводу приходит главный герой повести Генка. Не мы её дали, и нам её отнимать. В этом гуманистический смысл произведения. Еще мне очень захотелось подойти к маме, обнять и поцеловать её. Постараюсь никогда не делать ей больно.


В 10 классе, изучая «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, вспоминаем повесть В.Карпова "Вилась веревочка"; говорим, что роднит эти книги.

На занятиях кружка подробно изучали одно из моих любимых произведений «Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка (1883). В 10 классе-после изучения «Войны и мира» Л.Н. Толстого, а в 11 классе- после А. Куприна и М. Горького.

Особенно удачно прошли занятия в 11 Б классе, где все ученики прочитали роман. До этого мы говорили о заводе в произведении А. Куприна «Молох», заводе, пожирающем человеческие жизни, о рабочей слободке в романе М. Горького «Мать».

Дмитрий Наркисович переносит нас на Урал, богатый заводами, золотыми приисками. Опираясь на текст, отвечали многие девушки и юноши на вопросы:

1. Что является сюжетной пружиной романа?

2. Какое отношение у Сергея Привалова к прибыли и заводам?

3. Одинок ли Привалов в своих желаниях?

4. Как писатель рисует завод?

5. Ваше отношение к Надежде Бахаревой? Её сходство и отличие от других героинь русской литературы?

6. Прочитать сцену расставания Надежды с семьей. ( Часть 4 глава 6). Как понимает честь Василий Бахарев и его дочь? Как в этой сцене проявляются их характеры?

7. Почему произведение заканчивается словами «От приваловских миллионов даже дыма не осталось?»

8. Почему произведение актуально и сейчас?

История С. Привалова поучительна. Нелегко честному, порядочному человеку бороться с хищниками, но нельзя быть беспомощным, собираясь делать добрые дела.

Мои ученики познакомились с биографией и творчеством А.Завалишина, Р. Дышаленковой, М. Львова, Б. Ручьева, В. Бирюкова, Л. Татьяничевой, Д. Мамина-Сибиряка и других, анализировали "Правонарушители" Л.Н. Сейфуллиной . (1. Отражение черт личности автора в повести Л. Сейфуллиной "Виринея" 2. «Проблема беспризорности в повести Л. Сейфуллиной "Правонарушители" и в наши дни»); сравнивали сказки П.П. Бажова и А. С. Пушкина, писали рефераты «А. С. Пушкин и Урал», «В. Жуковский и Урал», «В. Маяковский и Урал» и т.д.

К 60-летию ЧТЗ Гаврилов Алексей подготовил исследование «История ЧТЗ в стихах уральских поэтов», выступал с ней на Международной конференции; его работа была напечатана в сборнике конференции.

Члены кружка «Литературное краеведение» участвовали в районных, городских, региональных, Всероссийских конкурсах с исследовательскими работами по литературному краеведению. Дети отличаются творческим подходом, трудолюбием, терпением. Не всегда мои дети были победителями, я их успокаивала словами: «Главное не победа , а участие». А еще главнее- я об этом говорю с гордостью- то, что в круг чтения моих учеников вошло творчество уральских писателей и поэтов; считаю, что воспитываю патриотов на своих уроках и в кружке «Литературное краеведение».