litceysel.ru
добавить свой файл
1
Лабораторная работа № 8 _____________________


дата

Сборка электромагнита и испытание его действия.


Цель: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Оборудование: источник питания, реостат, ключ, соединительные провода, компас (магнитная стрелка), дугообразный магнит, амперметр, линейка, детали для сборки электромагнита (катушка и сердечник).


Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При проведении опытов с магнитными полями следует снимать с руки часы и убрать мобильный телефон.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. ________________________

Подпись учащегося

Ход работы.


  1. Составьте электрическую цепь из источника питания, катушки, реостата, амперметра и ключа, соединив их последовательно. Нарисуйте схему сборки цепи.




  1. Замкните цепь и с помощью магнитной стрелки определите полюсы у катушки.

Измерьте расстояние от катушки до стрелки L1 и силу тока I1 в катушке.

Результаты измерений запишите в таблицу 1.


16



  1. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки на такое расстояние L2,

на котором действие магнитного поля катушки на магнитную стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I2 в катушке. Результаты измерений также запишите в таблицу 1.

Таблица 1

Катушка

без сердечника


L1, см

I1, А

L2, см

I2, А

















4. Вставьте железный сердечник в катушку и пронаблюдайте действие

электромагнита на стрелку. Измерьте расстояние L3 от катушки до стрелки и

силу тока I3 в катушке с сердечником. Результаты измерений запишите в

таблицу 2.


  1. Отодвиньте магнитную стрелку вдоль оси катушки с сердечником на такое

расстояние L4, на котором действие магнитного поля катушки на магнитную

стрелку незначительно. Измерьте это расстояние и силу тока I4 в катушке.

Результаты измерений также запишите в таблицу 2.

Таблица 2

Катушка

с сердечником

L3, см

I3, А

L4, см

I4, А



















  1. Сравните результаты, полученные в п.3 и п.4. Сделайте вывод: ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие

электромагнита на стрелку. Сделайте вывод: _____________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



  1. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита

соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноименные магнитные полюсы. Проверьте полюсы с помощью компаса, определите, где расположен северный, а где – южный полюс электромагнита. Зарисуйте магнитное поле полученного вами электромагнита



17



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:



  1. Какое сходство имеется у катушки с током с магнитной стрелкой? __________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Почему магнитное действие катушки, по которой идёт ток, усиливается, если в неё ввести железный сердечник? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Что называют электромагнитом? Для каких целей используют электромагниты (3-5 примеров)? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Можно ли соединить катушки подковообразного электромагнита так, чтобы на концах катушки получились одинаковые полюсы? ________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Какой полюс появится у заострённого конца железного гвоздя, если к его шляпке приблизить южный полюс магнита? Объясните явление ___________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


18