litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 22 23
АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ


Глава I

Современные историки алхимии считают, что в средиземноморско-европейском регионе алхимия впервые появилась в римско-эллинистическом Египте, в Александрии, ок П в. н. э. Так называемый александрийский период продолжался до VI в включительно и был прерван арабским завоеванием в начале — середине VII в Арабы восприняли греко-египетскую алхимию, и следующий ее период именуют обычно арабским В конце XI в на Западе начали активно переводиться с арабского многочисленные научные и философские труды, как оригинальные, так и античного происхождения, в свое время переведенные с греческого на арабский Среди переводов было немало алхимических трудов Западноевропейская алхимия, расцвет которой приходится на XII — первую половину XVII в , во многом базировалась на александрийской и арабской

Первое достоверное упоминание о китайской алхимии содержится в декрете императора Цзиньди (он же Лю Ци) от 144 г до н э. В этом декрете упоминается школа Цзоу Яня, китайского философа, жившего в конце ГУ — начале III в до н э (т е он действительно считался современником известного последователя Конфуция Мэнцзы — ок 372 — 289 гг. до н э ) Пред полагается, что именно Цзоу Янь выдвинул идею пяти элементов (земля, дерево, металл, огонь и вода), из которых состоит все сущее, и все перемены происходят в результате борьбы и взаимопроникновения этих элементов: вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево прорастает сквозь землю, земля (дамба) задерживает воду и т д. «Хуайнань-цзы» («Книгу правителя Хуайнаньского») приписывают Лю Аню, владетельному князю (вану) Хуайнаня (город на востоке Китая), дяде императора Уди (см «Азиатская алхимия», примеч. 5*), увлекавшемуся даосскими учениями Скорее всего, однако, этот сборник даосских легенд составлен не во II в. до н э , а не ранее I в до н. э

«Ханъшу» («История Хань») — сочинение китайского историка и философа Бань Гу (32 — 92), задуманное как продолжение труда Сыма Цяня (см. примеч 4*) Традиционная китайская историография делит историю своей страны по династиям Династия Хань правила с 206 г до н. э. по 220 г н э Иногда эту эпоху членят на две. Ранняя и Поздняя Хань, разделенные периодом 9 — 23 гг н. э , когда правил узурпатор Ван Ман (45 до н э. — 23 н э )


Сыма Цянъ (145 или 135 — ок 85 до н э. — по уточненным данным) — китайский историк, автор книги «Шицзи» («Исторические записки»)

1Уди (156 — 87 до н. э) — китайский император (со 140 г до н э) династии Ранняя Хань. При нем учение Конфуция стало официальной идеологией, он ввел систему обязательных экзаменов на замещение государственных постов, много и успешно воевал В позднейших преданиях превратился в образец идеального государя.


==480

Комментарии

 


 

Одной из важнейших составляющих китайской культуры является даосизм учение древнекитайского философа Лао-цзы (прозвище, означающее «старый ребенок»), настоящее имя ученого — Ли Эр, годы жизни неизвестны, традиционно считается старшим современником Конфуция (ок. 551 — 479 до н э } изложенное им в книге «Даодэцзин» — «Книга о дао и дэ». Дао — труднопереводимый термин, означающий буквально «путь» и имеющий смыслы «первопричина мира», «суть Вселенной», «основной закон Природы»; дэ — проявление дао, манифестация его в земных вещах. Главный принцип даосизма — увэй, букв.: «недеяние», но это не просто созерцательный покой а подчинение Природе, ненарушение естественной гармонии, достижение единства человека с Природой К культуре, к государству Лао-цзы относился с недоверием С его точки зрения, правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к простоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали. Подобное учение заставляло его адептов стремиться к аскетизму, что привело к превращению даосов в секту отшельников и к созданию в I — III вв даосской религии, где от учения Лао-цзы осталось немного (хотя оно продолжало почитаться), а основой стала магия и в первую очередь попытки достижения бессмертия с помощью аскезы и раз личных алхимических действий. В даосской мифологии на рубеже н. э. возник и к XII в. окончательно закрепился культ Восьми Святых Бессмертных (сянь) (иногда их главой — и тоже бессмертным — считался сам Лао-цзы, имена их в разных легендах варьировались) — людей, достигших бессмертия и споспешествующих другим достичь его. Каждый из Восьми имел своего исторического прототипа, но в легендах этот прототип едва ли просматривается Пути достижения бессмертия различны- чаще всего персонаж легенды уходит из мира, становится — иногда в результате встречи с другим бессмертным — отшельником, изучает алхимию и добивается получения эликсира бессмертия. Иногда, впрочем, герой сказания является чем то вроде юродивого, а о его алхимических занятиях ничего не говорится, иногда бессмертный — обыкновенный маг, и никакого акцента на отречении от мирских благ не делается. Поздние (с XII — XIII вв) легенды фиксируют внимание на необыкновенных обстоятельствах рождения будущих Бессмертных, на производимых ими чудесах, и легенды эти становятся весьма похожими на сказки. По верованиям даосов, существует 36 небесных пещер и 72 счастливые страны, где обитают Бессмертные (не только Восемь Святых) — аналог райских обителей, — и самым знаменитым является Пэнлай, круглый остров, длина окружности которого 30 тыс. ли (ли — ок 0,5 км), посередине гора высотой 9 тыс ли, все строения из золота и серебра, звери и птицы белого (т. е. священного) цвета, на деревьях растут жемчужины, белые драгоценные камни и плоды, отведав которых обретаешь бессмертие. В Древнем Китае нередким было называние трактата по имени его автора. «Баопу цзы» — трактат по алхимии, магии и диететике. Его автор — Гэ Хун, прозванный Баопу цзы (254 — 34 или, по др данным, 281 — 361), врач и алхимик, даос


Эликсир — принятое в алхимии название философского камня, особого вещества, обращающего неблагородные металлы в благородные (в западной алхимии различались: малый эликсир, он же «малый магистериум», он же Белый Лев, превращавший металлы в серебро, — и большой эликсир, он же «великий магистериум», он же Красный Лев, делающий золото). Одновременно эликсир — лекарство от всех болезней (панацея), раствор его — напиток бессмертия и вечной молодости. Современные исследователи датируют годы жизни Вэй Бояна, даоса и алхимика, более поздним временем — II в. н э В русской традиции его трактат «Цзян Тун Чжи» называется «Единение триады


Азиатская алхимия

==481

 


 


 

согласно "Чжоу и" («Всеохватно-круговым переменам»). Сублимация — в алхимии возгонка, трансмутация — превращение неблагородных металлов в благородные, но одновременно первая из операций означала проникновение духа в материю, вторая — духовное преобразование материи

Инь и ян — основополагающие понятия китайской мифологии и философии, практически всегда выступающие в парном сочетании. Первоначально, видимо, инь означало темный склон горы, ян — светлый. Позднее инъ стало символом женского начала, севера, тьмы, низа, влажного, луны и т. п., ян — мужского начала, юга, света, сухого, солнца и т. п. Положение о том, что ян был отождествлен с дао, спорно и, может быть, проистекает из ошибочного перевода китайского текста Джонсоном, чьей работой по китайской алхимии пользовался Элиаде Напротив: «Немного инь, немного ян — вот дао», — гласит даосское изречение.

«Бэнъ цао ган му» — поздний китайский травник, созданный в 1552 — 1578 гг. лБундахишн» (букв.: «основополагающая») — очень поздний (ок. 1178 г.) зороастрийский трактат-энциклопедия по космологии и космогонии. Зороастризм — древнеиранская религия, основателем которой являлся пророк Зара-туштра (Зороастр), живший — мнения ученых расходятся — то ли в XII, то ли в X, то ли в VII — VI вв. до н. э. Суть религии — признание существования двух равных высших божеств-первоначал: доброго (Ахура-Мазда, Ормузд) и злого (Анхра Майныо, Ахриман), между которыми идет извечная борьба, долженствующая закончиться победой добра. Одной из особенностей зороастрийского культа является поклонение огню. С начала VI в. до н. э. по середину VII в. н. э. зороастризм был государственной религией в Иране, пока его не вытеснил ислам. Впрочем, некоторое небольшое количество зоро-астрийцев (ок. 50 тыс. в Иране и ок. 250 тыс. в Индии) существуют доныне, и определенная религиозная зороастрийская литература создавалась и позднее VII в. н э.


Лу Ю (изв. с 775, ум. 804) — китайский ботаник. Следует заметить, что от северокитайского слова «ча» пошло русское «чай»; в европейских же языках название растения и напитка исходит от южнокитайского диалектного «тэ». Сун — китайская императорская династия (960 — 1279). Неточность. Автора «Трактата об апельсинах» звали Лу Чжиян (1140 — 1192). «Тао Хунцзин» — трактат по алхимии и производству мечей древнекитайского врача и алхимика, даоса Тао Хунцзина (451 — 536). Чжоу — китайская императорская династия (1026 — 256 или 249 до н. э.). Эпоха Чжоу — время создания основных китайских философско-религиозных систем: конфуцианства и даосизма.

«Бай ху тун» — космогонический трактат Бань Гу (см. примеч. 3*). Конфуцианство — китайское философско-религиозное учение. Основатель его, Конфуций (Кун Фуцзы; ок. 551 — 479 до н. э.), сам всегда утверждал, что не сочиняет ничего нового, а лишь излагает идеи древних «совершенно мудрых». Конфуцианство подвергалось преследованиям — вплоть до казни конфуцианских ученых — в эпоху Цинь, но уже при династии Хань стало официальной государственной доктриной.

Хуан-ди (букв.: «желтый император») — в китайской мифологии культурный герой, т. е. антропоморфное или зооморфное существо или божество, дарующее людям полезные предметы (орудия труда, оружие, транспортные средства и т. п.) и/или обучающее их полезным навыкам (счету, медицине, торговле и т. п.). Согласно мифам, Хуан-ди, четырехглазое существо с ликом дракона, ок. 3 м ростом, зачатый от удара молнии, научил людей отливать колокола, мастерить телеги и лодки, изобрел топор, ступку, лук и стрелы, 16 М Элиаде


==482

Комментарии

 


 

платье и туфли, был мудрым правителем. В Китае весьма рано произошла «историзация» мифов и персонажи их воспринимались как древние монархи. Строго говоря, Хуан-ди не считался первым императором, он, по легендам, был наследником первого правителя Шэнь-нуна, но Сыма Цянь (см. примеч. 4*) начинает свои «Исторические записки» с описания правления Хуан-ди, которое он датирует 2698 — 2598 гг. до н. э. 21 В 1861 г. швейцарский историк права Иоганн Якоб Бахофен (1815 — 1877) выпустил книгу «Материнское право», в которой постулировал следующие стадии первобытного общества: 1) стадия промискуитета, беспорядочных половых связей внутри общины, при которой отцовство неизвестно, потому счет родства ведется по материнской линии; 2) стадия матриархата, при которой власть в общине принадлежит женщинам; 3) стадия патриархата, когда эта власть переходит к мужчинам. Гипотезу Бахофена разделяли Маркс и Энгельс, что предопределило ее господствующее положение в современной отечественной науке. На Западе идеи швейцарского историка долгое время также были весьма популярны, но ко второй половине XX в. было окончательно доказано, что, хотя во многих архаических обществах действительно существовал счет родства по женской линии и достаточно высокое положение женщины, нигде не зафиксированы ни промискуитет (наоборот, нет человеческих обществ без весьма строгих, хотя, возможно, и непривычных, на взгляд европейца, семейно-брачных обычаев и запретов), ни матриархат в бахофенском понимании (в некоторых племенных группах в Африке и Юго-Восточной Азии женщины действительно имеют преимущество в наследовании родового имущества, в выборе брачного партнера, но это исключительные случаи, объясняемые специалистами как особая форма распада первобытно-общинных отношений).


Связь между органами человека, металлами и планетами постулировалась и в европейской алхимии, например, железу соответствовали планета Марс и голова человека.

Указанный исторический персонаж неидентифицирован, возможно, вкралась ошибка в написание. 24 Неточность. Четвертым из пяти основных элементов мироздания в китайской

натурфилософии был металл вообще, а не конкретно золото (ср. принятую в Европе до XVII в. античную четверку первоэлементов: огонь, воздух, вода, земля). 5 Имеется в виду китайский энциклопедист XVII в. Лян Иньшан.

О Люй Бувэе нам известно только то, что сказано в энциклопедии Лян Иньшана (см. пред. примеч.).

Глава II

См. примеч. 8*.

Реалыар — сульфид мышьяка AsS, кристалл оранжево-красного цвета. Орпигмент (или аурипигмент, красная охра) — трисульфид мышьяка As^Sg, кристалл золотистого или лимонно-желтого цвета. Бура — соль тетраборной кислоты, NaoB^Oy-lO Н()0, бесцветное кристаллическое вещество, очищает поверхности металлов от окислов. Все указанные элементы широко использовались не только в китайской, но и в европейской алхимии. 29 Юй (также Да Юй — Великий Юй) — культурный герой китайской мифологии. Он прекращает всемирный потоп путем возведения ирригационных сооружений, научает людей рисоводству, разделяет землю на уделы и т. п. Собрав всю бронзу, которую ему поднесли правители уделов, Юй отливает девять громадных треножников, каждый из которых могут сдвинуть с места


Азиатская алхимия

==483

 


 


лишь 90 тыс. человек. На треножниках были изображения многочисленных злых духов для того, чтобы люди при встрече с нечистой силой сразу же распознавали ее и могли избежать напасти. В мифах Юй — двурогий дракон, родившийся из тела мертвого отца, но в хрониках — царь, родоначальник легендарной династии Ся. См. примеч. 20*.

Здесь имеется в виду так называемое Новое царство Вэй, образовавшееся в результате распада царства Цзинь и завоеванное царством Цинь. Следует отметить, что хронология Сыма Цяня не всегда надежна. Шакадвипа и Шветадвипа, т. е. Страна (или остров) Силы и Страна Света. Некоторые исследователи полагают, что легенды об этих странах сложились под влиянием доходивших до Индии рассказов об островах в Индийском океане, но большинство считает, что это характерные для многих мифологий мира счастливые острова, обители блаженных. Тай-цзун (597 — 649) — фактический основатель китайской династии Тан (618— 907), второй император этой династии (с 627 г.). Перенес столицу Китая в Чанъань (совр. Сиань), где основал императорскую библиотеку в 20 тыс. томов, успешно воевал с кочевниками-тюрками, покровительствовал искусствам и наукам, проводил разумную и умеренную налоговую политику. Будучи ревностным даосом, оказывал покровительство конфуцианцам и буддистам, принимал христианских и зороастрийских миссионеров и не препятствовал их проповеди, впрочем, малоуспешной. Время его правления позднейшие китайские историки описывали как «золотой век». Ван Сюанъузы (изв. 643 — 664) — китайский дипломат и путешественник, четырежды был в Индии, составил описание этой страны. Гао-узун (628 — 684) — китайский император династии Тан (с 649 г.). Проявлял глубокий интерес к медицине, инициатор создания ряда медицинских сочинений.


Чжи Чанъчунъ (1148 — 1227) — даосский монах, путешественник, совершил в 1221 — 1224 гг. по приказу Чингисхана, великого хана Монголии, путешествие из Китая через Центральную Азию к границам Индии, а оттуда в Среднюю Азию.

Йога — философская система в Древней Индии, ставившая целью освобождение индивидуального сознания из потока обыденного, низменного бытия и слияние его с бытием высшим, с Абсолютом. Существует четыре ступени йоги: джняна-йога (овладение истинным знанием, т. е. пониманием того, что мир есть иллюзия), раджа-йога (подготовка духа и тела для того, чтобы, овладев ими, вырваться из мира), бхакти-йога (воспитание в себе любви и преданности к Абсолюту, вплоть до саморастворения в нем), карма-йога (бескорыстная деятельность в обществе при полном отказе от пользования плодами этой деятельности). Раджа-йога включает в себя несколько ступеней, низшая из которых — хатха-йога — есть овладение системой упражнений, в первую очередь физических, направленных на полное подчинение тела духу. Чжуан-цзы (ок. 369 — 286 до н. э.) — китайский мыслитель, один из основателей даосизма. Трактат, носящий его имя и облеченный в форму притч и диалогов, в основе написан им самим, но дополнялся его последователями. Для Чжуан-цзы жизнь — сновидение, а великое пробуждение — слияние с дао, которое присутствует во всем, но ни в чем конкретно, непознаваемо разумом и невыражаемо в словах. Дао воплощено в Природе в целом, но не в человеке, который оторвался от нее, создав государство, культуру, нравственность. Реальное освобождение, ведущее к великому пробуждению, возможно либо в разрыве с миром, в бегстве от него, либо в уничтожении общества.



следующая страница >>