litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 82 83

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И МИСТИЦИЗМА


Составитель
Профессор Константин Сельчёнок

Предисловие

Глава 1. Religare - опыт единения

Мирча Элиаде. Мифы современного мира

Миф о благородном дикаре, или престиж начала

Религиозный символизм и обеспокоенность современного человека

Джозеф Кэмпбелл. Изменяющая облик

Бертран Рассел. Сущность религии

C.А. Белорусов. Психология духовности, веры и религии

Психология и религия: взаимодействие, противоречия, синтез...

"Психология религии"

Психология религиозного развития

Социальная психология и два типа религиозности

Психологическая интерпретация религиозных феноменов

"Специфически человеческая" психология

Религиозно ориентированная психиатрия

Аутентичный религиозный опыт

Ложный духовный опыт, патологическая религиозность, "токсическая вера"

Психологические характеристики культовых квази-религиозных движений

Духовное измерение человеческой личности

Заключение

И.А. Ильин. О субъективности религиозного опыта

Трагические проблемы религиозного опыта

С.И. Орехов. Клятва и проклятие как элементы религиозного культа

Григорий Рейнин. Картина мира, его описание и патогенные системы верований

Г. Ньютон Мэлони. Религиозный опыт

Владимир Легойда. In God we trust? - религиозность по-американски

Станислав Гроф. Священное и профанное

Духовность и религия в современном обществе

Научная теория и научный метод

Мировоззрение материалистической науки: факт и вымысел

Сознание и материя

Наука и религия

Духовность и религия

Какой видит религию психиатрия

Холотропные состояния сознания и образ реальности

Глава 2. Опыт мистического восхождения

И.Т. Касавин. Этот тайный, странный мир

Б. Малиновский. Магия, наука и религия

Бертран Рассел. Мистицизм и логика

1. Разум и интуиция

2. Единство и множественность

3. Время

4. Добро и зло

Э.С. Робин Скиннер. Психотерапия и духовная традиция

В.В. Налимов. Христианский миф и современное его эхо

Станислав Гроф. Темная ночь души

Чувство одиночества

Столкновение с символической смертью

Встреча с божественным

Проблемы, создаваемые мистическими и трансцендентными переживаниями

Альберт Хофманн. ЛСД экспириенс и реальность

Алан Уотс. Космология радости

Пролог

Космология радости

Эпилог

Рудольф Итс. Шепот Земли и молчание Неба

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Человек никогда не равен самому себе" - сказал кто-то из истинных душеведов. Мы нередко даже не удосуживаемся осознать глубинность этой сентенции. Человек всегда выходит за собственные пределы, человек всегда стремится к развитию во всех направлениях, не исключая глубинного, сущностного, сокровенного. Человек всегда стремится к запредельности, а значит он постоянно растет, постоянно устремляется, постоянно находится в поиске и восхождении к собственным возможностям. Это высшее измерение человеческого космоса изучается психологией религиозности и мистицизма.

Предлагаемый сборник работ представляет вниманию пытливого читателя множество оригинальных подходов к исследованию причин и механизмов активного проявления человеком внимания к неким таинственным сферам собственного внутреннего мира. Мистическое путешествие всегда загадочно тем, что о нем наверняка ничего не известно даже самому путешествующему, в то время как вернувшийся из далеких внутренних странствий неизменно поражает окружающих вполне реальными изменениями в собственном поведении и мышлении, связанными с некоей внутренней трансформацией. Сама природа религиозных поисков парадоксальна: мы стремимся к запредельному, желая и страшась его в одно и то же время.

Большинство человеческих страстей связано вовсе не с желанием наесться или стремлением совокупиться, но укоренены в странном экзистенциальном первоинстинкте, именуемым некоторыми богоборчеством, иными - богоискательством. Вспомните героев Ф.М. Достоевского, столь мучительно исследовавших множество глубочайших проблем религиозных духовных исканий. Ведь до сих пор мастерам психопатологии - психоаналитикам - предписывается доскональнейшее изучение всех без исключения крупных произведений великого русского душеведа, сумевшего гениально описать многочисленные аспекты и формы психического неблагополучия.

Многие современные ученые, хоть сколько-нибудь уважительно относящиеся к наследию прошлого, которое незыблемо покоится на почитании сакральных святынь, не согласны с основоположником психоанализа в том, что тяготение человека к испытыванию религиозных переживаний в основе своей связано с личностным неврозом. Впрочем, вряд ли кто-нибудь станет отрицать тот очевидный факт, что любые поиски Высшего всегда компенсаторны, т.е. связаны с тем или иным душевным неблагополучием. В самом деле, от добра добра не ищут. Как заметил в свое время известный психотерапевт-просветитель Владимир Леви, от хорошей жизни глубинной психологией всерьез еще никто не интересовался. Раз человек принимается искать нечто внереальное, стремится за пределы собственного мира, значит здесь ему тесно, неуютно, дискомфортно. Даже если все внешнее есть, значит, все-таки чего-то архиважного недостает. Таков принцип любой мотивации - стремление порождается недостатком, тяготение порождается нехваткой, движение к чему-то порождается предвкушением желанных переживаний, связанных со встречей с искомым. Отчего же кто-то кладет жизнь ради встречи с Запредельным, а другие вовсе стараются демонстративно игнорировать сам факт существования такой возможности?


Как бы там ни было, религиозность и мистицизм являются если не центральными, то как минимум вершинными феноменами человеческой судьбы. В поисках Высшего человек неизбежно стремится к соприкосновению со вселенским, с космическим. Фактически всякая медитация, психоделическая авантюра или неистовая молитва ориентированы на выход в собственную Внутреннюю Вселенную. Обращение к психологии глубинных творческих исканий демонстрирует даже искушенному человековеду, сколь сложна душевная жизнь даже тех, кто внешне воспринимается как простой и понятный согражданин.

Конечно, мы предлагаем Вам только психологический срез необъятного в своей многозначности феномена религиозности и мистицизма. Мы предоставляем возможность взглянуть на жизнь искателя Высшего глазами психолога, причем рассмотреть этот феномен с различных концептуальных позиций. Не свести к некоей единой теоретической модели всю сложность и неуловимость перипетий глубинной жизни, а лишь обновить восприятия различных сторон этих сокровенных исканий. Надеемся, это окажется полезным опытом в изучении как собственной души, так и внутренних миров тех, кто Вас окружает.

Мы считаем, что чувство религиозности может рассматриваться как синонимичное человечности. Религиозность в чем-то тождественна высшим творческим проявлениям человеческой индивидуальности. В каждом из нас всегда останутся загадки, так и не получившие удовлетворяющей разум расшифровки, сколько бы мы ни спрашивали себя "почему?" да "зачем?". Просто человек экзистенциально религиозен, такова его истинная природа, таков его земной удел - на всех путях своей жизни искать самое драгоценное, самое любимое, самое близкое, понятное и родное. Кто-то обожествляет деньги, кому-то хочется обожествить любимого человека, кто-то умудряется обожествить самого себя. За всеми нашими любовями и стремлениями просматривается Главная Движущая Сила - Сила Развития, формулируемая как желание стать больше, чем ты есть. Это желание окончательно удовлетворяется лишь в контакте со Вселенским Целым, как бы мы Его ни называли. Тогда человек удовлетворяется своими исканиями. Тогда он успокаивается и пребывает в радостном покое Возвращения к Истокам.


Надеемся, эта хрестоматия будет изучена Вами с удовольствием, хотя многие работы не столько сообщат желанные ответы, сколько поставят неожиданные вопросы. Мы же предприняли эту работу с единственной целью - предоставить Вам возможность разобраться в том, что может быть изучено и рассмотрено, и еще раз убедиться в реальности Необъяснимого, живущего в каждом из нас, отнесясь к Нему с должным почтением.

Составитель



следующая страница >>