litceysel.ru
добавить свой файл
1






:

СТРОИТЕЛИ СВЯТОЙ РУСИ



Авторы:

КОНЯЕВ Н.М., член Союза Писателей России,

ЗАХАРЧЕНКО М.В.

доктор философских наук,

профессор кафедры истории педагогики


Свет православия пришел к нам в Россию более тысячи лет назад. Вернее сказать, что тысячу лет назад православие и создало нашу страну — Святую Русь.

Уникальность русской православной цивилизации в том, что она более шестисот лет осуществляла симфонию власти – единство «меча и посоха», единство церкви и государственности как глубинных форм организации народной жизни, обеспечивающих развитие на основе православной культуры.

Что такое «Святая Русь»? «Святая Русь» — это прежде всего святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это ее монастыри, цер­кви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, свя­тые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятие Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, ре­ального и было бессмертно...» (акад. Лихачев). Однако святая Русь не отделена непроницаемой стеной от всей земли русской, от России. Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими Христово слово «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, все остальное приложится вам». Они стали на путь очищения от греха своей души, на путь стяжания Духа Святого. «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся», - эти слова преподобного Серафима Саровского раскрывают сущность святости Святой Руси. В русские монастыри, к святым людям, стекались смерды, бояре, воины, князья, - все страждущие высшей истины, желающие соборно найти решение насущных вопросов жизнестроения, не полагаясь на частный человеческий ум.

Святая Русь – это святыни Русской Земли.

Это важнейшие события истории государства Русь, связанные с защитой православного царства и Православной церкви, с расширением православного ареала и укреплением христианских основ жизни народа.


Это русский Домострой, семейные устои, соборная родовая память.

Это идеалы братолюбия, милосердия, взаимопомощи, служения народу, жертвенности, любви, нашедшие живое выражение в земном пути святых людей.

Русские святые, православная ментальность определяли строй мыслей русского человека, формировало мироощущение гражданина Святой Руси.

Святые помогали человека освободиться от греховного и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимым для искушений.

Для современного учителя жизнеописания русских святых могут служить практическим пособием, в котором он найдет ответы на все вопросы, которые встают перед ним в деле нравственного воспитания детей.

Высокая поучительность житий строителей Святой Руси может служить наглядным примером христианских добродетелей - скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, мужества и верности избранному пути.

Последовательное изучение поворотных моментов истории Святой Руси в первую очередь на православных источниках, а также на проверенных временем светских источниках позволит формировать подлинный патриотизм ответственных граждан России, осознавая его православную основу.

В житиях святых мы находим также и образец решения межнациональных проблем. Например, среди учеников преподобного Александра Свирского были не только русские, но и карелы, и вепсы, и многие другие. Меж ними не было национальной розни, они все были православными гражданами Святой Руси. Это ли не образец решения всех межнациональных проблем?

Чрезвычайно важно сейчас донести до современного человека, что русские православные святые были самыми успешными людьми своего времени. Православие - это не пристанище только для сирых и убогих, как некоторые пытаются представить сегодня. Главным для святых были сми­ренномудрие, молитвенная покорность воле Божией, служение Господу. По вере своей в Господа русские святые (детство Сергия Радонежского и Александра Свирского) обретали все необходимые им умственные и физические достоинства, если даже и не обладали ими с рождения.


В программе нашла реализацию крайне актуальная сегодня тенденция увидеть жизнь и деятельность святого в контексте культуры своего времени, увидеть его как человека, призванного выстоять перед лицом вызова современности, охваченной «духом века сего», призванного «победить мир».

О тех святых, которые оказали наибольшее влияние на ход русской истории, мы и попытаемся рассказать в нашем учебном курсе.

Подчеркнем, что, занимаясь воспитанием детей на основе великой истории нашей страны, мы с необходимостью обращаемся к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян. Без знания примеров служения своему Отечеству, наша страна может придти только к очередной катастрофе. Та духовная и национальная идея, которую воплощали наши святые, имеет краеведческую конкретность и убедительность.

В этом и заключается актуальность темы курса.


Новизна


К сожалению, безценная нравственная и духовная поучительность жизнеописаний наших святых пока еще чаще всего недоступна современному читателю. То ли в целях экономии, то ли из опасения ошибиться, но церковные лавки сейчас заполнены жизнеописаниями наших святых никак не адаптированными к восприятию современного человека.

И благо бы речь шла только о текстах святителя Дмитрия Ростовского. Увы… Словно к святоотеческим текстам, относятся у нас и к книгам достаточно заурядных дореволюционных церковных авторов. Вот и получается, что наши святые пока еще, не смотря на обилие житийных тиражей, оказываются спрятанными от нас в морально устаревших текстах, пробиться через которые современному читателю трудно.

И дело тут не только дело в языке. Главное, изменились акценты.

Образ смиренного, умилительно принимающего все несправедливости человека, которого рисуют эти жития, хотя и отражает высшую правду христианского смирения, но в восприятии современного, особенно молодого, ориентированного на успешность человека, окрашивается в цвета пенсионной жалкости, и не вызывает никакого желания соотнести этот образ с собою, сделать его образцом для подражания. Поэтому и необходимо говорить о том, о чем дореволюционные авторы не умели или не считали нужным рассказывать.


Надо говорить о том, что когда всматриваешься в дни земной жиз­ни наших русских святых, ясно видишь, что они были лучшими людьми своего времени. Лучшими — и по уму, и по талантам, и по мужественности своей.

Подчеркну еще раз, что этот акцент в восприятии наших святых, как лучших людей своего времени, чрезвычайно важен, особенно когда мы говорим о православии в молодежной среде, ориентированной на соревновательность, на успешность.

Очень важно на примере жития святых показать молодому человеку красоту их подвига служения Господу, Отечеству и людям, пробудить желание соотнести с собою поступки Святого, оглядывая земную их жизнь и помочь осознать, что они часто не совершали в ней ничего такого, чего не мог бы совершить любой человек. Нужно заботиться о собственной душе и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас.


Педагогическая целесообразность изучаемого курса.


«В русских святых мы чтим не только небесных покрови­телей святой и грешной Рос­сии; в них мы ищем открове­ния нашего собственного ду­ховного пути. Верим, что каждый народ имеет собствен­ное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиоз­ными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской свя­тости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, секуляризированной русской культуры».

К этим словам Г. П. Федо­това, необходимо добавить, что без знания русских святых, школьнику невозможно не только постижение во всей глубине русской культуры, но и затруднительно изучение истории.

Начиная с преподобного Антония, пришедшего в Киев с Афона и поселившегося в варяжской пещере над Днепром, Святая Русь за тысячелетие своей истории явила миру различные лики православной святости. И понять нашу народную, государственную историю вне ее связи со строителями Святой Руси невозможно.


Это знание необходимо, прежде всего, для воспроизводства духовных оснований самоидентичности российских граждан на будущее.

Во-вторых, это знание необходимо в предпрофильной подготовке на профессии типа «человек – человек». Учитель, воспитатель, врач и медицинская сестра, спасатель, военнослужащий, священнослужитель, следователь, прокурор, адвокат, милиционер, юрисконсульт, арбитр и т.д. – все эти профессии предполагают наличие у ее носителей выраженных патриотических чувств. Эти же требования применимы к профессиям типа «человек - художественный образ» и «человек - знаковая система» (художник, скульптор, дизайнер, актер, режиссер, писатель, историк, литературовед, филолог, философ и другие).


Место курса в образовательном процессе.




Объем курса: 30 часов (1 час в неделю в течении года или 2 часа в неделю в течении одного полугодия).


Курс рассчитан на учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ с базовым уровнем знаний, умений и навыков.




Цель курса


Идеей Святой Руси, которую воплощали в себе русские святые в самом прямом, житейском смысле, определялась жизнь многих поколений наших прадедов.

Наши святые и были воплощением той русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Они и сейчас обозначают для нас нравственные координаты духовного пространства, где следует вести поиск национальной идеи для новой России.

Изучение русской святости необходимо, если мы хотим, чтобы Святая Русь возродилась во всей своей нравственной силе и славе.

Организация работы по данному курсу. Основными методами обучения являются: проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и принятие излагаемых учителем позиций; беседы с элементами дискуссий; интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сделанных группой. Занятия на психологическую безопасность при общении, на принятие решения и отработку умения сказать «нет» в проблемной ситуации предполагают практикумы, тренинговые методики и игровое моделирование.


Ожидаемые результаты осуществления элективного курса:

Укрепления в учениках чувства национального достоинства и обоснованной гордости за свою страну,

Приобретение навыков анализа ситуаций нравственного выбора (реализации подлинной свободы духа) на примере жизнедеятельности христианских святых.

Приобретение уверенности в способности более успешно находить поприще личной работы на благо страны и строить свою собственную жизнь в русской действительности.


Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в традиционной форме: оценка за ответ на уроке, оценка за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., а также в сочетании с инновационными методами аттестации: дифференцированный зачет по контрольным вопросам, реферат, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.


Примерная тематика рефератов:

- Особая роль двухтысячелетнего юбилея Рождества Христова для России

- Путь нашей страны, как православной Державы

- Подвижники благочестия как главные вехи в духовной истории Руси.

- Лики православной святости, явленные на Руси (православные каноны иконописи).

- Русские святые как лучшие люди своего времени.


  • Подвиг братолюбия и жертвенности, совершенный святыми братьями Борисом и Глебом.

  • Святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские – родоначальники русского монашества

- Политический и духовный выбор, сделанный святым благоверным князем Александром Невским.

  • Военные и духовные подвиги святого благоверного князя Александра Невского.

  • Андрей Боголюбский как государственный строитель Святой Руси.

- Детство преподобного Сергия Радонежского. Как отрок Варфоломей превратился в лучшего ученика.


  • Русские святые от св. Данилы Московского до преподобного Сергия Радонежского в период становления единства Московской Руси накануне Куликовской битвы.

  • Выражение духовного идеала Пресвятой Троицы в жизни и деятельности русских святых.

  • Дары святителя Стефана Великопермского, принесенные им народу Коми.

  • Василий Блаженный. Святая юродивость, как гражданское служение.

- Значение 500 летнего (2007 год) юбилея явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому для современной истории России.

- Свершения Митрополита Филиппа Колычева в бытность его игуменом Соловецкого монастыря.

- Единомысленность и разногласия митрополита Филиппа Колычева с Иоанном Грозным.

- Пираты и святые (Адриан Ондрусовский, Киприан Стороженский)

- Образ жизни крестьянского отрока Артемия Веркольского.

- Важеозерский монастырь и его создатели Преподобные Геннадий и Никифор Важеозарские

- Священник Ермолай становится Патриархом Всея Руси Гермогеном. Первое чудо Казанской иконы Божией Матери.

- Роль патриарха Всея Руси Гермогена в освобождении Москвы от поляков.

- Железные «труды» преподобного Иринарха.

- Возрождение русской святости в послепетровское время. Заступница Ксения Петербургская.

- Иноческий путь Серафима Саровского .

- Просветитель алеутов святитель Иннокентий, как воспитатель царских детей.

- Благотворительная деятельность Иоанна Кронштадтского

- Подвиг Вениамина митрополита Петроградского.

- Единственный святой из русских императоров (Николай II и его семья)

- Евгений Родионов, как наш старший брат.

- Начало русского тысячелетия.


Примерная тематика докладов:

- Крещение Руси князем Владимиром

- Уроки православной мудрости преподобного Варлаама Хутынского


- Александр Невский, как земной и небесный заступник Руси.

- Преподобный Сергий Радонежский, как духовный руководитель Руси.

- Азбука святителя Стефана Великопермского.

- Народное почитание Василия Блаженного

- Монастырь Александра Свирского

- История Соловецкого монастыря

- Акафист иконе Казанской Божией Матери, составленный митрополитом Казанским Гермогеном, будущим Патриархом Всея Руси.

- История поиска школьниками Борисо-Глебска «крестов-вериг» преподобного Иринарха.

- Школьные клубы имени Евгения Родионова.


Итоговым результатом может стать открытый урок с приглашением администрации и учителей школы, итоговая конференция.

Учебно-тематический план





№ урока
Название раздела и темы уроков

Кол-во

часов

1

Вводный урок

1

2

Начало русской земли.

1

3

Созидая обители

1

4

За доблести и предания отеческие

1

5

Праведники и строители

1

6

Игумен Русской земли (Сергий Радонежский)

1


7

Исповедники правды Божьего Царства

1

8

Преодоление Смуты

1

9

Просветители народов

1

10

Кто положит душу свою за други своя.

1

11

Православное воинство

1

12

Да просияет свет ваш перед людьми

1

13

Русская Голгофа

1

14

Не зло победит зло, а только любовь

1

15

Граждане третьего тысячелетия

1

16

Заключительное занятие

1




Всего часов:

16

Содержание изучаемого курса


Тема 1. Начало русской земли.

Откуда мы знаем о начале русской земли. Летописание. Начальная летопись и Нестор летописец.

Равноапостольные княгиня и князь (св. кн. Владимир, св. кн. Ольга). Крещение. Деятельность по устроению страны. Нравственное преображение.


Святые братья (Борис и Глеб) – подвиг страстотерпчества ради отвержения «ненавистной розни мира».

Князь Ярослав Мудрый, митрополит Илларион. «Слово о законе и благодати» как богословское и программно-историческое произведение.

Владимир Мономах: жизнь и поучение к сыновьям.

Св. Илья Муромец – былинные предания о защитнике русской земли. Монах Илья Муромец в пещерах Киевской лавры.


Тема 2. Созидая обители

Монастырь как важнейшая часть и орган в устроении Церкви. Значение монастырей в строительстве русской культуры и государственности. Смысл монашеского жития – особый путь исполнения христианского предназначения: борьба со страстями и преображение человека. Связь внешнего и внутреннего делания.

Преп. Антоний и Феодосий Печерские, отцы Печерской обители, Создание Киево-Печерской обители. Житие Св. Антония и св. Феодосия. Наставления князей и народа св. Феодосием. Киевское братство. Монашеский устав. Киево-печерский патерик. Братолюбие. История Тита и Евагрия. Борьба со страстями. Страсти тщеславия и сластолюбия. Моисей Угрин и Никифор. Слава и святыни Печерской обители: святые ближних и дальних пещер.

Образ святого - икона. Отличие иконы и портрета. Элементы иконы. Что такое нимб и почему его изображают на иконе. Иконы собора святых. (на примере образа собора святых Киево- Печерской лавры). Чудеса святых. Безмездные врачи.

Основатели северных обителей. Варлаам Хутынский, Антоний Новгородский, Арсений Коневский, Сергий и Герман Валаамские, св. Кирилл Белозерский. Наставничество князей и народа. Монашеское житие – труд и молитва. Скитское и общежительное житие. Св. Иосиф Волоцкий и св. Нил Сорский. Явление высших сил святым. Явления Богоматери и св. Троицы Александру Свирскому.


Тема 3. За доблести и предания отеческие

Когда пришла беда: русская земля во время междоусобиц и порабощения. Святые князья и княгини: Михаил Черниговский, Олег Брянский, Михаил Тверской, Анна Кашинская . «Сказание о погибели русской земли». Св. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Рождение единства русского народа. Освящение единства в образе Пресвятой Троицы.


Выбор св. Александра Невского. Заступник русской земли. Слава Александра Невского. Великий князь, политик, воин и монах. Полиэтнический характер русской государственности. Добрососедство. Отношения между народами и вера. Дискуссия: государственное строительство и политический компромисс: чем нельзя жертвовать политику.


Тема 4. Праведники и строители

Созидание царства - русской государственности, созидание семьи, созидание души. Понятие душевного строения. Правда Царства Божия. Праведность. Князь Андрей Боголюбский, Князь Даниил Московский, Митрополит Алексей, Митрополит Петр, св. Серафим Вырицкий. Праведные Кирилл и Мария Радонежские. Праведные Петр и Феврония Муромские. Праведный отрок Артемий Веркольский.


Тема 5. Игумен Русской земли

Житие Сергия Радонежского в главнейших моментах (детство, исполнение сыновнего долга, начало жития в диком и пустом месте, подвиги отшельнические, начало братского жития; милостивый игумен - созидание жития в братолюбии и вольной нищете; возрастание духовного авторитета нового монастыря, значение деятельности св. Сергия в собирании земель русских, в собирании сил народа на освобождение от порабощения, в распространении монашеского жития на Руси). Знакомство с текстом жития Епифания Премудрого. Отражение жития св. Сергия в живописи (Нестеров и др.) Личные качества Преподобного и свидетельства божественной благодати, отраженные в житии Епифания Премудрого. Исполнение монашеского подвига в житии св. Сергия. Игумен - значит «строитель». Св. Сергий как строитель обители и как наставник и помощник «внутреннего делания». Почитание Преподобного в истории и в настоящее время. Церковные установления о совершении памяти святого. Троицкая Лавра - духовное сердце России. Значение Лавры (тексты о. Павла Флоренского).Церковь св. Троицы в Лавре. Святыни Лавры, связанные с памятью о Преподобном Сергии.

Тема 6. Исповедники правды Божьего Царства

Святитель Митрополит Филипп Колычев, св. Корнилий Печерский, св. Лука Войно-Ясенецкий, святитель Петр (Полянский).Евангельское учение о Царствии Божием. Представление о Царствии Божием в прошении молитвы «Отче наш». Представление о Царстве Божием в народных преданиях. Понятие «мир» и «мирской» в правосланвой традиции. Конфликт мира и Царствия Божиего Подвиги блаженных – св. Василий Блаженный, св. Прокопий Устюжский.

Дискуссия: как мы понимаем слова Евангелия: «Я победил мир».

Тема 7. Преодоление Смуты


Истоки порядка в государстве и причины расстройства государственного порядка. Духовные и нравственные истоки расстройства общественной жизни. Понятие «смута» в русской истории. Смутное время 17 века и его характеристика. Преодоление смуты как духовный подвиг. Святитель Гермоген. Блаженный Иринарх. Иван Сусанин. Гражданин Минин и князь Пожарский. Оборона Троицко-Сергиевой Лавры. Церковное память о преодолении смуты. Праздник иконы Божией Матери «Казанская» 4 ноября. Построение Церкви Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве. Прославление святых. Произведения русской культуры, отразившие благодарную память о подвижниках – опера «Иван Сусанин», памятник Минину и Пожарскому, памятный знак в Троицко-Сергиевой Лавре. Обсуждение: что для нас значит государственный праздник 4 ноября - день народного единства.


Тема 8. Просветители народов . Просвещение в языческом мире: св.Леонтий Ростовский – сокрушение идолов, явление св. Иоанна Богослова на озере, мученическая смерть. Святитель Стефан Великопермский – просвещение зырян, создание азбуки; Иннокентий Иркутский – просветитель Сибири, воспитатель царских детей.

Просвещение христиан. Св. Димитрий Ростовский – создатель собрания «Житий». Св. Митрофаний Воронежский. Духовные писатели св. Тихон Задонский св. Феофан Затворник, св. Игнатий Брянчанинов.

Духовное просвещение в среде светски образованных людей. Размышление о противоречии духовного и светского образования. Просветительная деятельность Митрополита Филарета (Дроздова). Его поэтический диалог с А.С.Пушкиным. Просветительская деятельность Оптиной пустыни. Оптинская пустынь – «духовная санатория» русской интеллигенции. И.В. Киреевский, Ф.М.Достоевский, Вл. Соловьев, Л.Н. Толстой в Оптиной пустыни.



Тема 9. Кто положит душу свою за други своя.

Заповедь о милосердии в Новозаветной этике. «Блаженны милостивые»  заповедь блаженств из Нагорной проповеди Спасителя. Наставление о милосердии в «Поучении» Владимира Мономаха и в наставлениях св. Кирилла Белозерского великим князьям. Милосердие как жертва. Понятие жертвенности. Что такое «крестный путь». Малая жертва - тоже жертва. Притча о лепте вдовы. Подвижники милосердия: св. милующая Иулиания Муромская; святые покровители Санкт-Петербурга: Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский. Великая власть милосердия: игуменья Таисия, преподобные Геннадий и Никифор Важеозерские; вразумитель пиратов Адриан Ондрусовский.


Тема 10. Православное воинство

Св. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Св. праведный воин Феодор Ушаков, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов. Оборона Севастополя. Генерал Хрулев и увековечение памяти о героях обороны Севастополя. Наш современник – Евгений Родионов. Смысл и содержание христианского воинского подвига. Героизм и подвижничество (с привлечением текстов С.Н. Булгакова). Дискуссия: отличия представлений о подвиге в секуляр6ной культуре и в культуре христианской.


Тема 11. Да просияет свет ваш перед людьми

Свет на вершине горы: прп. Серафим Саровский. Старцы Оптиной пустыни. Затворничество как христианский подвиг. Чудеса и подвиги святых. В чем смысл служения святого людям. Подвиг любви. Божественная любовь. Как прославляются святые. Свидетельства святости. Порядок канонизации.

Икона святого. Символы света в изображении святого. Рассказ Мотовилова о чудесном преображении преподобного Серафима Саровского.

Святой иконописец Андрей Рублев и символы образа Пресвятой Троицы. Образ единения в любви.


Тема 12. Русская Голгофа

Святой Патриарх Тихон, Вениамин митрополит Петроградский, св. Илларион Троицкий, св. Митрополит Владимир Киевский. Св. Философ Орнатский, св. Иоанн Кочуров Царскосельский, новомученики и исповедники Российские.



Тема 13. Не зло победит зло, а только любовь.

Царственные мученики император Николай II и его семья.


Тема 14. Граждане третьего тысячелетия.

Возвращение святынь в Россию: икона Тихвинской Божьей Матери. преодоление братоненавидения.

Можно ли стать святым в наши дни: помочь святых нам для духовного возрастания и для осознания своей ответственности за новое тысячелетие русской истории.

Святость как идеал в нашей жизни – дискуссия.


Примерная тематика рефератов:

- Особая роль для России двухтысячелетнего юбилея Рождества Христова

- Путь нашей страны, как православный путь

- Наши подвижники благочестия, наши святые, как главные вехи в духовной истории Руси

- Лики православной святости явленные на Руси.

- Русские святые как лучшие люди своего времени.

- Подвиг братолюбия и жертвенности, совершенный святыми братьями Борисом и Глебом.

- Политический и духовный выбор, сделанный святым благоверным князем Александром Невским.

- Военные и духовные подвиги святого благоверного князя Александра Невского.

- Как отрок Варфоломей превратился в лучшего ученика. Детство преподобного Сергия Радонежского.

- Роль преподобного Сергия Радонежского в объединении Руси накануне Куликовской битвы.

- Дары святителя Стефана Великопермского, принесенные им народу Коми.

- Святая юродивость, как гражданское служение. Василий Блаженный

- Значение 500 летнего (2007 год) юбилея явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому для современной истории России.

- Свершения Митрополита Филиппа Колычева в бытность его игуменом Соловецкого монастыря.

- Единомысленность и разногласия митрополита Филиппа Колычева с Иоанном Грозным.

- Пираты и святые (Адриан Ондрусовский, Киприан Стороженский)


- Образ жизни крестьянского отрока Артемия Веркольского.

- Важеозерский монастырь и его создатели Преподобные Геннадий и Никифор Важеозарские

- Священник Ермолай становится Патриархом Всея Руси Гермогеном. Первое чудо Казанской иконы Божией Матери.

- Роль патриарха Всея Руси Гермогена в освобождении Москвы от поляков.

- Железные «труды» преподобного Иринарха.

- Возрождение русской святости в послепетровское время. Заступница Ксения Петербургская.

- Иноческий путь Серафима Саровского .

- Просветитель алеутов святитель Иннокентий, как воспитатель царских детей.

- Благотворительная деятельность Иоанна Кронштадтского

- Подвиг Вениамина митрополита Петроградского.

- Единственный святой из русских императоров (Николай II и его семья)

- Евгений Родионов, как наш старший брат.

- Начало русского тысячелетия.


Примерная тематика докладов:

- Крещение Руси князем Владимиром

- Уроки православной мудрости преподобного Варлаама Хутынского

- Александр Невский, как земной и небесный заступник Руси.

- Преподобный Сергий Радонежский, как духовный руководитель Руси.

- Азбука святителя Стефана Великопермского.

- Народное почитание Василия Блаженного

- Монастырь Александра Свирского

- История Соловецкого монастыря

- Акафист иконе Казанской Божией Матери, составленный митрополитом Казанским Гермогеном, будущим Патриархом Всея Руси.

- История поиска школьниками Борисо-Глебска «крестов-вериг» преподобного Иринарха.

- Школьные клубы имени Евгения Родионова.


Информационное обеспечение программы

Основная литература

1. Жития святых изложенные по руководству Четьих-миней св. Дмитрия Ростовского. 12 томов. М. 1905 г. Современные переиздания Введенской Оптиной пустыни.


2. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков в 12 томах. Издание Введенской Оптиной пустыни. 1996.

3.Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. М. Трифонов Печенегский монастырь, «Новая книга», «Ковчег». 2001

4. Жития и творения русских святых. М. Трифонов Печенегский монастырь, «Новая книга», «Ковчег». 2001

5. Коняев Н.М. Строители Святой Руси. Жизнеописания русских святых. (в рукописи). – 298 с.

6. Коняев Н.М. Святые земли русской. СПб.: Изд-во «Аврора»; Изд-во «Янтарный сказ», Калининград, 2002.

7. Коняев Н.М. Коняева М.В. Русский хронограф. Тома первый и второй. ИИПК Ихтиос, Москва, 2005.

8. Г. Федотов. Святые древней Руси. Сатисъ. Держава, Санкт-Петербург, 2004.

10. Коняев Н.М. Священномученик Вениамин митрополит Петроградский. Документальное повествование. СПб.: изд-во Юрженко «Вера», 1997.

11. Нилус С.А. Великое в малом. Записки православного. - Издание Троице-Сергиевой лавры, 1992.

12.Нилус С.А. На берегу Божьей реки.– СПб., 1996.

Дополнительная литература

1. Барсуков И. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский, М. 1883. Современные переиздания.

2. Борисоглебское лето. Преподобный Иринарх. Сборник. Составитель В. Зоберн. Русская миссия. Москва. 2003.

3. Глаголев В.С. Характер и подвиг святителя, «Тальцы» № 1(5) 1999 Специальный выпуск, посвященный памяти святителя Иннокентия (Вениаминова)

4. Династия Романовых в письмах митрополита Филарета / Архивные находки. – М., 1999.

5. Дневник православного священника. День за днем. Репринт 1909 г. М.: АО «Форма-Пресс», 1997.

6. Избранные труды святителя Иннокентия Митрополита Московского, апостола Сибири и Америки, Из-во Московской Патриархии, М., 1997

7. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха. - СПб., 1863; 2-е изд. 1884; 4-е изд. 1893.


8. Житие Авеля прорицателя.– Коломна, 1995.

9.Коняев Н.М. Первые Романовы. Загадки и мифы династии. – М.: Вече, 2002. – (Тайны земли русской).

10. Коняев Н.М. Романовы. Расцвет и гибель династии. М.: Вече, 2003. – (Тайны земли русской).

11. Коняев Н.М. Митрополит Иоанн. Документальное повествование о жизненном пути, деяниях и посмертных чудесах Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Москва. Алгоритм. 2005.

12. Коняев Н.М. Коняева М.В. Свирские святые. СПб.: «Дума», 1997.

13. Коняев Н.М. Коняева М.В. Преподобный Александр Свирский и его ученики Свирские чудотворцы. СПб.: Северо-Западный Центр православной литературы «Диоптра», 1998.

14 Коняев Н.М. Апостольский колокол. Повествование о Валаамском монастыре, его древностях и святынях. Сатисъ. Держава, Санкт-Петербург, 2003.

15. Коняев Н.М. Тихвинская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Сатисъ, Санкт-Петербург, 2004

16. Не прикасайтесь помазанным Моим. Летопись мироточивой иконы Царя Мученика Николая II Александровича. (Автор-сост. А.В. Дьякова).– М., СПб: 2001

17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории./ Репринт с 1917 г. – СПб.: «Кристалл», 1997.

18. Письма святых царственных мучеников из-за точения. СПб.: 1998

19. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVII в. - СПб., 1902.

20. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905.

21. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года, в двух частях. – Петрозаводск: Корпорация «Фолиум», 1997.

22. Русская социально-политическая мысль XIX - начала XX века: Л.А. Тихомиров /Под ред. Е.Н. Мощелкова. /Сост. Д.В. Ермашов, А.В. Пролубников, А.А. Ширинянц.– М.: Книжный дом «Университет», 1999

23. Русская социально-политическая мысль XIX - начала XX века: Н.М. Карамзин /Под ред. А.А. Ширинянца /Сост. Д.В. Ермашов, А.В. Пролубников, А.А. Ширинянц.– М.: Издатель Воробьев А.В., 2001.–


24. Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных.– М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999.

Литература для учащихся

1. Дальний приход. Сборник рассказов. СПб.: «Диоптра». Серия «Русская духовная проза», 2000. – 224 с.

2 Коняев Н.М. «Аввакумов костер»: Роман. М.: изд-во «ТЕРРА – Книжный клуб», 1998.

3. Коняев Н.М. Обитель святой троицы. Издательство Зимина, СПб.: 2002.

4. Коняев Н.М. Святитель Стефан Великопермский. СПб.: Республиканское изд-во детской и юношеской литературы «Лицей», 1993.

5. Коняев Н. М. Игрушки русских императоров. Сатисъ. Держава, Санкт-Петербург, 2005.