litceysel.ru
добавить свой файл
1



ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тажбулатова Р.А.,

учитель начальных классов

МОУ «Междуреченская СОШ»



2009г.





Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросообразной среде.

Учитель только тогда сможет создать благоприятные условия для развития по­ложительных качеств каждого ученика, если сам будет открыт новому опыту, новому знанию, будет постоянно развиваться и получать удовлетворение от своего труда.

Такому учителю необходим новый уровень профессионального развития, кото­рый связан, в первую очередь, с новым способом мышления, поведения, новым отно­шением к себе и к ученикам как к индивидуальностям, субъектам деятельности.

Личность педагога рассматривается как важное условие, определяющее ус­пешность образовательного процесса, и считается основным мерилом его профес­сионализма.

Младшие школьники относят учителя в круг высоко значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Учителю начальных классов необходимо следовать научно обоснованному воздействию на ребенка, воплощая общечелове­ческие ценности, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладываются первые ценностные ориентации, нормы поведения и деятельности.

Следует отметить, что наряду с процессом передачи детям знаний всегда происходит передача личностного плана педагога, причем не только положительного, но и негативного характера. Поэтому знания, умения и навыки - лишь элементар­ные основы учителя, а проявления его естественного и гармоничного поведения в контексте современной культуры, на уровне высокой духовности - более высокий и продуктивный уровень развития его профессиональной деятельности.


Большинство сегодняшних педагогов имеют множество проблем личностного плана, что делает их не только незащищенными и уязвимыми в повседневной жиз­ни, но и не позволяет эффективно решать профессиональные задачи.

Основой личностно-профессионального развития учителя начальных классов являются педагогические ценности. Они выступают в качестве ориентиров, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества в качестве цели, идеала.

Личность самостоятельно определят для себя ранг ценностей, т.к. всякая цен­ность характеризуется двумя свойствами - функциональным значением и личност­ным смыслом, т.е. отношением к потребностям человека. По мере изменения по­требностей общества, школы, личности переосмысливаются и педагогические цен­ности.

Возникает вопрос: какие же ценности являются приоритетными для совре­менного начального образования?

Происходящие в современном обществе преобразования ориентированы на глубокое переосмысление роли и значения человека, признание человеческой лич­ности в качестве важнейшей общественной ценности. Основой современной стра­тегии образования является его гуманизация, суть которой заключается в призна­нии абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Поэтому образование и вос­питание состоят не столько в передаче знаний, сколько в развитии внутренних свойств личности с ориентацией на индивидуальность ученика. В обучении центр тяжести постепенно переносится с субъект-объектных отношений между учителем и учеником на субъект-субъектные, в которых учитель и ученик признаются равно­правными участниками образовательного процесса, ведут совместный поиск цен­ности и смысла в изучаемой проблеме. Следовательно, высшей ценностью воспи­тания является личность ребенка.

Однако чтобы эта ценность вошла в сознание педагога, в систему его лично­стных ориентиров, необходимо раскрепощение самого педагога, смена его образа мыслей и поступков. А это связано с проявлением нового мышления, которое нель­зя обеспечить ни путем совершенствования навыков и умений, ни путем разработки и внедрения в процесс обучения новых экспериментальных программ и самых со­временных технических средств.


С опорой на исследования К. Роджерса можно полагать, что работа в данном направлении должна основываться на перестройке определенных личностных ус­тановок учителя начальных классов, реализующихся в процессе его межличностно­го взаимодействия с обучающимися. Роджерс выделяет три основные установки.(Слайд 3)

Первая из них, называемая подлинностью, предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность транслировать их в межличностном общении с учениками. Иными словами, в отношениях с учениками учитель может выступать реальным, «живым» человеком, он может испытывать скуку, интерес с учениками, может сердиться на них, симпатизировать им. Однако, делясь своими чувствами, он не должен приписывать их детям и воплощать в суж­дения оценочного плана. Например, учитель рассердился на ученика и говорит: «Ты глупый и бездарный ребенок!». В этом случае педагог не делится своими чув­ствами, а дает оценку, вызывающую у ребенка обиду, гнев или страх.

Вторая установка, описываемая терминами «одобрение», «принятие», пред­ставляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого обучающегося. Суть ее - одобрение ученика как небезупречного человека, которому свойственны различные чувства, различные черты.

Третья установка - «эмпатическое понимание». Она выражается в видении учителем внутреннего мира и поведения каждого обучающегося с его внутренней позиции, как бы его глазами.

Необходимым условием личностно-профессионального становления учителя начальных классов является свобода. Ее внешним проявлением для педагога является возможность выбора педагогической концепции, которая лежит в основе его профессиональной деятельности педагогического кредо, стиля педагогической деятельности.

Как правило, в педколлективах взаимодействуют педагоги разного уровня профессиональной подготовки. В нашей школе МО в 2008-2009 году было 4 учителя начальных классов: 3 опытных специалиста и молодой учитель.


В 2009—2010 г.г. произошли изменения: 1 опытный наставник и 3 молодых учителя. Поэтому одной из целей нашего МО является формирование у молодых педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.


ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА 2008- 2009 УЧЕБНЫЙ ГОД


Цели и задачи:

Формирование у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Задачи:


  • изучение технологии современного урока и связанных с этим проблем;

  • повышение методической грамотности молодых специалистов;

  • приобретение навыков диагностики получаемых результатов в соответ­ствии с намеченной целью;

  • анализ затруднений, вычисление и постановка проблемы, поиск путей ее преодоления;

  • выработка практических навыков ведения урока через тренировочные занятия;

  • развитие творческого потенциала молодых педагогов и формирование навыков научно-исследовательской работы;

  • формирование потребностей в профессиональном самовоспитании и самовыражении, новаторстве. (Слайд 4)


Тема «Знания и умения учителя - залог творческого успеха учащегося»

Заседание 1 (август-сентябрь) (слайд 5)

1. Принятие программы МО учителей начальных классов в работе с молодыми педагогами.

  1. Знакомство с локальными актами:

    • положением о проверке дневников;

    • положением о проверке тетрадей;

    • положением о заполнении классного журнала;

    • положением о дежурном классе и дежурном учителе.

3. Анкетирование (микроисследования);
  • «Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации»;


  • «Причины, побудившие учителей к повышению квалификации».

Практический выход: методические рекомендации по организации педагоги- сотрудничества в учебно-познавательной деятельности.


Заседание 2 (октябрь) (Слайд 6)

1. Помощь в составлении плана воспитательной работы, планирование трудных тем, программ и тем сопутствующего повторения.

2. Интеллектуальная игра-конкурс «Карусель» (творческая мастерская). Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:

  • требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке;

  • описание различных типов и форм уроков.

3. Практикум «Самоанализ урока».

4. Уроки и внеклассные мероприятия учителей муниципального образова тельного учреждения «Междуреченская СОШ». (Леончик В.А., Дюба М.М., Радочина Г.В., Тажбулатова Р.А.)

Практический выход: творческая мастерская на базе Междуреченской СОШ.


Заседание 3 (ноябрь) (Слайд 7)

1. Доклад «Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности уча­щихся». Открытый урок членов творческой группы.

2. Знакомство с методической разработкой, включающей в себя:

  • описание способов организации работы учащихся с учебником и учеб­ными текстами;

  • описание различных видов лекций (проблемная, «лекция-провокация» и т.д.).

3. Игра-тренинг «Камертон» (каждый участник показывает свои варианты начала урока).

Практический выход: открытый урок учителя школы Радочиной Г.В.

Тема «Самостоятельный творческий поиск» (Слайд 8)


Заседание 1

«Проблемы. Поиск, Перспективы. «Перспективная начальная школа». Творческая мастерская «Развитие устной и письменной речи учащихся I ступени».

Практический выход: семинар-практикум на базе школы.


Заседание 2

«Развитие творческих способностей учащихся в ГПД. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в режиме ГПД».


Практический выход: открытые занятия и мероприятия по самоподготовке учащихся. (Тажбулатова Р.А.)

Тема «Выбор индивидуальной линии» (Слайд 9)

Занятие 1


Творческая деятельность учащихся на уроке: формы, методы и перспективы. Практический выход: творческая мастерская учителя начальных классов. (Дюба М.М.)

Занятие 2


Использование приемов современных педагогических технологий с позиции здоровьесбережения как основа реализации программы «Качество образования». Практический выход: семинар-практикум, методические рекомендации.

Занятие 3


Технология реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач на уроке.

Практический выход: открытый урок.


Тема: «Интеграция обучения, воспитания, развития в единый педагогический процесс. Личностно ориентированное образование» (Слайд 10)

Занятие 1


Создание благоприятного нравственно-психологического климата на уроке, основанного на гуманистическом отношении педагога и обучающегося друг к другу, Педагогическое общение.

Практический выход: семинар-практикум.

Занятие 2


Развитие интереса на уроках информатики у учащихся начальных классов.

Практический выход: методические рекомендации.(Тажбулатова Р.А.)

Занятие 3


Деятельностный метод обучения

Практический выход: педагогический совет «Современные технологии обучения», открытый урок.(Радочина Г.В.)

Занятие 4


Обучение технологии реализации образовательных, воспитательных и разви­вающих задач современного нетрадиционного урока учителей начальных классов.

Практический выход: открытые уроки, методические рекомендации (Леончик В.А.)


Таким образом , исходя из всего вышесказанного можно вывести следующую модель становления молодого педагога. (Слайд 11)


Модель становления молодого педагога




Анализ затруднений



Вычисление и постановка проблемы


Помощь в организации самообразования

Тренировочные практические занятия

Теоретические занятия

Педагогическая деятельность, создание собственного опыта

Обмен опытом с другими членами МО через конференции и семинары