litceysel.ru
добавить свой файл
1
КУЛЬТУРА РЕЧИ



Тесты промежуточной аттестации.


Разработано преподавателем

Зайцевой И.Е.


Вариант № 1


Тест 1

Определите предложение, в котором допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).


а) В детали были обнаружены дефекты литья.

б) Большое значение для ораторской речи имеет дикция

выступающего.

в) В целях улучшения производства были приняты эффектные меры.

г) Обстановка комнаты поражала роскошью и обилием предметов искусства.

Тест 2.

Отметьте предложения, в которых были допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.


а) Через три дня Старцев получил письмо от Екатерины Ивановны, в котором она спрашивала: «Почему он не приезжает к нам?»

б) Дуб, береза, ясень и ива росли то группами, то поодиночке.

в) Погасшая звезда для нас, людей на Земле, горит еще много лет.

г) Доктору показалось, что в палате не убрано.

Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «фразеологизм»:

а) любое словосочетание, часто используемое в речи.

б) мудрое выражение.

в) устаревшее, вышедшее из употребления выражение.

г) устойчивое сочетание слов с переносным значением.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «без царя в голове».

а) легкомысленный, глупый и безответственный человек.

б) человек, отрицающий власть царя, монархию;

в) наивный, доверчивый человек;

г) умственно отсталый, психически больной человек.


Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Августовский, временщик, газопровод, давнишний, еретик, жалюзи, избалованный, кожух, ломоть, металлургия.


ВАРИАНТ № 2.

Тест 1.

Определите предложение, в котором допущена лексическая ошибка ( неправильное словоупотребление).


а) Николай Ростов был приставлен к награде.

б) За последние годы удивительно быстро возросла известность Д.Лихачева.

в) Общественные устные выступления обычны теперь и в нашей жизни.

г) Погода была прекрасная. Еще прекраснее. Чем прежде, но жара не унималась.

Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) Все офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива.

б) Прочитав повесть, мне стало понятно, почему герой не нашел своего места в жизни.

в) Землетрясение есть результат изменений и разрывов в земной коре.

г) Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку.

Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «аллитерация».

а) стилистический прием, основанный на повторении гласных звуков;

б) использование в речи специальных слов, терминов;

в) стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков;

г) деление текста на абзацы.

Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «пустить красного петуха»:

а) надеть красивую красную одежду;

б) поджечь что-либо, устроить пожар;

в) выпустить птицу на волю;

г) ярко разукрасить жилище.

Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Намерение, облегчить, планер, раскупорить, снадобье, умерший, фетиш, хозяева, черпать, обеспечение.


ВАРИАНТ № 3.

Тест 1.

Определите предложение, в котором допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).

а) Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение, жизнь – тяжелый труд.

б) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?

в) В такой ситуации личные желания человека не имеют никакой роли.

г) Не наткнувшись ни на один выводок, дошли мы наконец до просеки.



Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) В молодости не научишься работать – в старости останешься с пустыми руками.

б) Предварительный план очень важен при написании сочинения.

в) Синцов спросил у бойца, откуда ты и кто твой командир.

г) К завтраку был подан кофе с молоком.


Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «олицетворение»:

а) Использование в тексте личных местоимений;

б) Описание лица персонажа с целью раскрытия его характера;

в) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия:

г) Изложение автором субъективной, глубоко личной точки зрения.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «скрепя сердце»:

а) приняв «сердечное» лекарство;

б) со злостью, с ненавистью;

в) ощущая в сердце большое горе;

г) сдерживая себя, против собственной воли.

Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Агрономия, вербовщик, гофрированный, договор, единовременный, завидно, искра, квартал, ломота, лассо.


ВАРИАНТ № 4.

Тест 1.

Определите предложение, в котором допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).

а) В экстремальных ситуациях работник обязан действовать по инструкции.

б) Жадность к вещам и деньгам, душевная глухота, неумение понять ближнего – вот качества, с которыми борется В.Шукшин.

в) Здесь нетрудно отыскать логику и причинность.

г) Кисловодск по праву считается всероссийской здравицей.


Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) На протяжении нескольких километров полотно дороги было усеяно гравием и утрамбовано.

б) Команда души не чает в своем тренере.

в) Первая работа ученого была фактически и первым опытом новых принципов исследования объектов смежных наук.

г) Звезд в августовском небе столько много, что иногда они срываются и падают вниз.

Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «аргумент».

а) Доказательство в рассуждении;

б) Использование переносного значения слов;

в) Выражение несогласия с чьей-либо точкой зрения;

г) Утверждение, не требующее доказательств.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «заговаривать зубы».

а) много болтать попусту;

б) лечить зубную боль внушением;

в) обманывать, отвлекая внимание от главного;

г) быстро и громко говорить.


Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Мастерски, наотмашь, олигархия, плесневеть, ремень, санитария, тирания. Феномен, ходатайство, цыган.


ВАРИАНТ № 5.


Тест 1.

Определите предложения, в которых допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).

а) У Катерины яркий, целый и сильный характер.

б) Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамками, няньками и сенными девушками.

в) Да будет честь и слава нашему языку, который течет, как гордая река, вливаясь в наши сердца.

г) Грановский преподавал науку о прошедшем, а слушатели выносили из его лекций веру в будущее.


Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) Композиция произведения должна быть внутренне логичной.

б) Это был огромный, в два обхвата, дуб с обломанными ветками и облетевшей листвой.

в) На репетиции пьесы «Вишневый сад» Чехов отказался занять место за режиссерским столом.

г) Я с друзьями готовы были отчалить от пристани, но плот зацепился за корягу.



Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «реферат».

а) Краткое изложение содержания статьи или выступления;

б) Подборка материалов по какой-либо теме;

в) Самая краткая форма изложения текста;

г) Научная работа компилятивно – исследовательского характера.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «стреляный воробей»:

а) хитрый человек, мошенник;

б) бывалый, опытный человек;

в) убитая птица;

г) тот, кто спасся от смертельной опасности.


Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Шасси, эксперт, асбест, боязнь, верба, гражданство, древко, знамение, исподволь, каучук.

ВАРИАНТ № 6.


Тест 1.

Определите предложение, в котором допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).

а) Картины художников заставляют нас жить жизнью чувств, любоваться красотой.

б) Своим даром он пользовался весьма искусственно, заставляя зрителя замирать от восторга.

в) Противопоставление резко контрастных понятий называется антитезой.

г) Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно разные по значению.


Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) Посаженные заботливыми руками деревца зеленели приветливо и свежо.

б) Нет ничего более интереснее, чем изучать обычаи незнакомой страны, путешествуя по ней.

в) Только в минуты свидания и разлуки люди понимают, сколько любви таило их сердце.

г) В феврале прибавляется день и выше поднимается солнце.

Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «метафора»:

а) сопоставление двух или нескольких предметов, явлений;

б) слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов, явлений;


в) яркое, эмоциональное определение какого-либо предмета, явления;

г) изображение предмета, явления в смешном виде.

Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «при царе Горохе»:

а) в давние времена;

б) при первом русском царе;

в) в сказке, в сказочные времена;

г) во время правления глупого царя.

Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Кладбище, лавировать, мельком, некролог, ортопедия. Позвонишь, ретироваться, столяр, танцовщица, украинский.


ВАРИАНТ № 7.


Тест 1.

Определите предложение, в котором допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).

а) Во второй мировой войне Англия и Америка были сообщниками Советского Союза.

б) Я стал подыматься на гору, отделяющую Грузию от древней Армении.

в) Входя в бедное жилище станционного смотрителя, проезжающий смотрит на него как на врага.

г) Наташа смотрела в зеркало, но она не видела себя.


Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) Меня и теперь радостно волнуют просторы родной русской природы.

б) Возраст Солнца, по определению ученых, составляет 8 – 10 миллиардов лет.

в) Выразить свои чувства помогают жесты, мимика, поза.

г) Мы пробирались по лесу все дальше и дальше, находив все новые и новые грибы.


Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «термин»:

а) слово иноязычного происхождения;

б) слово или сочетание слов, обозначающее строго научное, искусствоведческое, техническое. Общественно-политическое понятие;

в) слово, вышедшее из употребления вместе с называемым им предметом;

г) слово, появившееся в языке в результате появления нового понятия.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «довести до белого каления»:


а) очень сильно разгневать;

б) заставить человека солгать;

в) раскалить металл добела;

г) довести человека до отчаяния.

Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Усугубить, ходатай, центнер, в чести, шасси, экспертный, алкоголь, блокированный, драматургия, исчерпать.

ВАРИАНТ № 8.


Тест 1.

Определите предложения, в которых допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).

а) Приобрести друга нелегко даже за год, но обидеть друга можно за одну минуту.

б) Россия – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей, берега).

в) Бросалось в глаза его лицемерие, льстивость, неприятно было угодное поведение.


Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) София, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает слух о его сумасшествии.

б) В крестьянской семье роль женщины была не гражданская, не государственная, а семейная.

в) Кузнечики трещат, словно озлобленные, и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук.

г) Восемнадцатилетним парнем я приехал в Смоленск учиться в университете.


Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «объективность»:

а) достоверность, точность, не зависящая от личного отношения и оценки автора;

б) качество того или иного объекта исследования;

в) наличие в тексте главной мысли, идеи;

г) личная точка зрения автора.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «курить фимиам»:

а) наслаждаться ароматами и благовониями;

б) употреблять для курения особое вещество:

в) безмерно восхвалять кого-либо;

г) безмерно презирать кого-либо

Тест 5.

Поставьте правильно ударение.


Духовник, зубчатый, истерия, камбала, кухонный, лоскут, маркировать, надолго, оптовый, партер.

ВАРИВНТ № 9.

Тест 1.


Определите предложение, в котором допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).

а) Любовь к родному краю, родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье.

б) В ту весеннюю ночь между ними установились особые, доверчивые отношения.

в) Слуги ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина.

г) Недавно срубленные осины тянулись по земле, приминая свежую траву.


Тест 2.

Отметьте предложения, в которых допущены грамматические ошибки или речевые недочеты.

а) В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно.

б) Искусство не роскошь, не блажь, а самое необходимое для человеческой души.

в) Каждому хочется то, чтобы все жили мирно и дружно.

г) На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один тонкий, другой толстый.


Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «риторический вопрос»:

а) любой вопрос, заданный в письменном виде;

б) вопрос, заданный оппоненту во время дискуссии;

в) главный вопрос того или иного текста;

г) стилистический прием – вопрос, не требующий ответа.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «снять стружку»:

а) потребовать отчета о проделанной работе;

б) уволить с работы;

в) выполнить обработку деревянной детали;

г) отругать, раскритиковать.


Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Пахота, поваренная (соль), подростковый, раджа, разминуться, свекла, теплопровод, фарфор, холеный, часовщик.

ВАРИАНТ № 10.

Тест 1.

Определите предложения, в которых допущена лексическая ошибка (неправильное словоупотребление).


а) Он ходил необыкновенно проворно и словно подпрыгивал на ходу.

б) По ясному небу неслись редкие облака, похожие на весенний запоздалый снег.

в) Ошибки часто бывают связаны с неправильным пониманием смысла слов.

г) Он настоящий грубиян, невежда, и общение с ним приносит одни лишь огорчения.


Тест 2.

Отметьте предложение, в котором допущена грамматическая ошибка или речевой недочет

а) В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое.

б) В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи, отступили.

в) М.В.Ломоносов должен по праву считаться основателем особой

науки – физической химии.

г) Борис, дядя которого решает отослать в Сибирь, приходит проститься с Катериной.

Тест 3.

Найдите правильное определение понятия «лаконизм»:

а) последовательность изложения материала;

б) связность и логичность построения текста;

в) сжатость речи, краткость изложения;

г) эмоциональность изложения точки зрения автора.


Тест 4.

Определите правильное значение фразеологизма «семи пядей во лбу»:

а) с густой челкой на лбу;

б) широколицый. Широколобый человек;

в) очень хитрый человек;

г) очень умный человек.


Тест 5.

Поставьте правильно ударение.

Буржуазия, ветеринария, втридорога, звонишь, километр, комбайнер, мытарство, новорожденный, премированный.


ОТВЕТЫ:



Вариант № 1.

Вариант № 2.

Вариант № 3.

Вариант № 4.

Вариант № 5.

1. в


1. а

1. в

1. г

1. а

2. а

2. б

2. в

2. г

2. г

3. г

3. в

3. в

3. а

3. г

4. а

4. б

4. г

4. в

4. б



Вариант № 6.

Вариант № 7.

Вариант № 8.

Вариант № 9.

Вариант №10

1. б

1. а

1. г

1. б

1. г

2. б

2. г

2. а

2. в

2. г

3. б

3. б

3. а

3. г

3. в

4.а

4. а

4. в

4. г

4. г