litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"



Тема: Ядро.


Цели:

знакомство со строением ядра и функциями, которые оно выполняет;

развитие умений работать в группе, с учебником и дополнительной литературой;

воспитание коллективизма, чувства ответственности друг за друга;


Знать:

строение ядра, его функции;

значение ядрышка

строение и значение хромосом

уметь находить главное в учебнике, делать выводы, составлять схемы.


Термины: прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный набор, хромосомы, гаплоидный набор хромосом, гаметы.


Оборудование: карточки с терминами, микроскопы, микропрепараты хромосом, дополнительная литература, интерактивная доска, мультимедиа «Кирилл и Мефодий» (тренажер по изучении клетки), презентация по теме «Органоиды», распечатка рисунков органоидов.


Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию».


ХОД УРОКА


I. Организационный момент


II. Актуализация


– На сегодняшнем уроке мы заканчиваем изучение органоидов клетки, но это не значит, что мы больше не будем возвращаться к этой теме, и последующие темы 9 класса и 10, 11 клеточный уровень организации жизни красной чертой проходит через весь курс изучения биологии.

Поэтому, эпиграфом нашего урока будут слова: «Самое ценное для человека – его собственный опыт». (Приложение, слайд 1)

Работать на сегодняшнем уроке будете в группах, сейчас мы увидим, как вы изучили органоиды клетки. Каждая группа получит по одному рисунку, вы должны угадать органоид, рассказать о строении и назвать функции которые он выполняет.


(На цветных листах каждая группа получает задание и через 5 минут отвечают).

(Приложение, слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – все вместе узнают органоид, его строение и функцию)



Если дан правильный ответ – «5», допущены незначительные ошибки «4», грубые ошибки «3».

– Какие органоиды мы с вами изучали на прошлом уроке?

– Какую функцию они выполняют?

– Все ли органоиды мы изучили? Какой органоид остался без нашего внимания?

– Так какая тема нашего урока?

– Какие задачи должны решить на сегодняшнем уроке?

(Записывают тему урока в тетрадь)


III. Новый материал


– Какую роль в клетке выполняет ядро? (Приложение, слайд 9)


(Беседа с учащимися (Приложение, слайд 10) – записывают)


– Продолжается работа в группах и отправляемся в путь к изучению ядра: (Приложение, слайд 11). Будьте внимательны при выступлении друг друга от этого зависит ваша оценка на уроке, особенно при рассмотрении терминологии.

1-я группа. Изучает строение ядра, с использованием схемы. (§ 2.3) (Приложение, слайд 12)

2-я группа. Что такое хромосомный набор? Все ли клетки организма имеют одинаковый набор хромосом? (Приложение, слайды 13, 14) при рассказе использовать термины, которые даны на доске), (Приложение, слайд 15)

3-я группа. Строение и значение хромосом. (Приложение, слайд 16)

4-я группа. Роль ядрышка в ядре. (Приложение, слайд 17)

5-я группа. Должна выдвинуть свою гипотезу по поводу того, почему мышечные ткани многоядерные, а у клеток крови переносящих кислород – эритроцитов – нет ядра?


(На работу 12 минут)


Каждая группа отвечает, а слайды подкрепляют ответы. (Приложение, слайды 12, 13, 14 , 15, 16 , 17, 18)


– Почему ядерная оболочка содержит поры?

– Проанализируйте таблицу и выясните, зависит ли количество хромосом от уровня организации жизни организма?

– От чего зависит?

– Какие организмы называются прокариотами, эукариотами?

– На следующем уроке мы с вами сравним прокариотические и эукариотические организмы. Узнаем их сходство и различие в строении.


– Что такое ДНК? Как устроен? (Можно взять модель ДНК)


IV. Закрепление

Подпишите части ядра (учитель на интерактивной доске показывает).

Установите соответствие между определениями и значением; (ответы на доске).

Заполните таблицу. (Проверка в парах).

Тренажер «Строение клетки».


– Ребята, вы молодцы, хорошо работали на уроке, а теперь оцените работу команд, назовите тех, кто на уроке работал активно и заслуживает высоких отметок.


V. Домашнее задание: § 2.3, ребятам подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, желающие могут подготовить сообщения о бактериях, сине-зеленых водорослях.

VI. Итог урока