litceysel.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


программа дисциплины




ДПП Р.02 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА




1. Цель и задачи дисциплины

Реформирование образования в стране в первую очередь предполагает повышения уровня профессиональной подготовки ее выпускников. Программа курса «Художественное оформление интерьера», являясь составной частью этой подготовки, одновременно развивает у студентов чувство понимания и эстетического восприятия предметно-пространственной среды.

Занятия оформительскими работами по созданию художественно-эстетической среды в школе формирует эстетический вкус студентов, повышают уровень художественных знаний, умений и навыков; учат понимать и ценить произведения всех видов искусства, помогают приобрести определенные специфические умения и навыки использования различных технологических приемов.

Программа направлена на ориентацию культуры человека, обеспечивая его самосознание, самопознание, самосовершенствование. Ее цель – способствовать воспитанию человека свободного, инициативного с чувством долга и достоинства. Художественное оформление помещений является важнейшим условием гармонического развития интеллектуальных, духовных и физических сил обучающегося..

Главной задачей курса является приобретение будущими учителями изобразительного искусства и черчения профессиональных навыков по декоративно-оформительскому и агитационно-массовому искусству с целью организации и практического руководства художественно-оформительскими работами в школе.

Основная задача данного курса – подготовить будущего специалиста к этому роду творческой деятельности.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен уметь: создавать эскизы композиции для школы, для университета (интерьера или экстерьера).

Студент должен знать:


  • основы методологии проектирования и его теоретическое обоснование;

  • основные принципы и закономерности построения глубинно-пространственной композиции.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

80

10

Аудиторные занятия

44

44

Лекции







Практические занятия

44

44

Семинары







Лабораторные работы







Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

36

36

Курсовая работа








Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет



4. Содержание дисциплины



Основы художественного проектирования: функция, форма, эргономика. Дизайн интерьера и экстерьера. Художественно-оформительские материалы и инструменты. Практическая оформительская работа.


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

10 семестр

1

Основные принципы и закономерности построения объемной композиции художественно-оформительского искусства




12


2


Основные принципы и закономерности построения глубинно-пространственной композиции.




16




3

Основы методологии проектирования и его теоретическое обоснование




16





4.2 Содержание разделов дисциплины:

Тема 1. Основные принципы и закономерности построения объемной композиции художественно-оформительского искусства. 12 часов

  • Виды композиции, ее средства.

  • Основные стадии проектирования интерьера.

  • Принципы и закономерности построения фронтальной и объемно-пространственной композиции. Синтез искусств (архитектура, скульптура, декоративное искусство) в глубинно-пространственной композиции, художественно-оформительских работ.

  • Эргономические и конструктивные требования к объемным композициям в интерьере. Комплексная организация среды средствами художественного оформления.

Практическое исполнение:

а) эскиз,

б) чертеж,

в) проектный макет.


Тема 2. Основные принципы и закономерности построения глубинно-пространственной композиции. 16 часов

  • Разработка эскиза (художественно-концептуального решения) фронтальная композиция.

  • Методические рекомендации: Образно-пластическое решение. Функциональное и утилитарное назначение композиции.

  • Выполнение форэскизов. Работа выполняется в цвете, с построением перспективы предлагаемого интерьера.

Практическое исполнение:

а) эскиз,

б) чертеж,

в) проектный макет.



Тема 3. Основы методологии проектирования и его теоретическое обоснование. 16 часов


  • Разработка эскиза фронтальной композиции.

  • Методические рекомендации: Построение фронтальной или угловой перспективы (по выбору студента).

  • Выполнение работы в цвете (способом отмывки акварелью или гуашью).

Практическое исполнение:

а) эскиз,

б) чертеж,

в) проектный макет.


5. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст] : учебник для начального профессионального образования / С. Е. Беляева. - М. : Академия, 2007. - 203 с.

  2. Демчев, П. Г. Художественное оформление в школе [Текст] : учебное пособие для вузов / П. Г. Демчев, Г. В. Черемных. - М. :Владос, 2004. - 207 с.

  3. Макарова, М. Н. Практическая перспектива [Текст] : учебное пособие для вузов / М. Н. Макарова. - М. :Академический Проект, 2005. - 398 с.

  4. Панксенов, Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение [Текст] : учебное пособие для вузов / Г. И. Панксенов. - М. : Академия, 2007. - 143 с.

  5. Царев, В. И. Эстетика и дизайн непродовольственных товаров [Текст] : учебное пособие для вузов / В. И. Царев. - М. :Академия, 2004. - 217 с.


б) дополнительная литература:

  1. Дизайн : Иллюстрированный справочник : Основные положения : Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования : Мастера и теоретики / Г. Б. Минервин [и др.] ; под общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко; Московский архитектурный институт. - М. :Архитектура-С, 2004. - 283 с.
  2. Ковешникова, Н. А. Дизайн : История и теория : учебное пособие / Н. А. Ковешникова. - М. : Омега-Л, 2005. - 223 с.


  3. Никоненко, Н. М. Декоративно-прикладное творчество : Художественное оформление интерьера : практическое руководство для взрослых и детей / Н. М. Никоненко. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. - 127 с.

  4. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники [Текст] : учебное пособие для вузов / В. Ф. Рунге. - М. : Архитектура-С, 2006. - Кн. 1. -367 с.

  5. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики [Текст] : история систем и методов обучения цвету / М. О. Сурина [и др.]. - М. :МарТ, 2003. - 348 с.

  6. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование [Текст] : учебное пособие для средних специальных учебных заведений / В. Т. Шимко. - М. : Архитектура-С, 2007. - 159 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

  • Компоненты учебно-методического комплекса (литература, посвященная художественному оформлению в школе, учебники) как основное средство обучения.

  • Нетехнические вспомогательные средства: таблицы, наглядные пособия, альбомы, рисунки.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Библиотечный фонд ТГПУ; Методический фонд; компьютерный класс с выходом в интернет.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Обучение мастерству должно быть ориентировано на изучение методов профессиональной деятельности и мышления.

8.1. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:

1. Основные законы композиции, принципы и требования.

2. Эргономические и конструктивные требования к объемным композициям в интерьере.

3. Комплексная организация среды средствами художественного оформления.

4. Функциональное и утилитарное назначение композиции. Выполнение форэскизов.

5. Построение фронтальной или угловой перспективы (по выбору студента).

6. Разработка в цвете (способом отмывки) предлагаемого интерьера по выбору студента, с построением перспективы интерьера.


7. Макетирование интерьерной композиции по разработанным эскизам.

8.2. Примерный перечень заданий для итогового контроля:

1. Построение фронтальной и объемно-пространственной композиции.

2. Глубинно-пространственная композиция и средства ее исполнения.

3. Разработка эскиза (художественно-концептуального решения) фронтальная композиция.

4. Построение фронтальной или угловой перспективы.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основе сборника программ дисциплин предметной подготовки по специальности 050602.65 Изобразительное искусство.