litceysel.ru
добавить свой файл
1
№ 6/ 2008

139
ТРАДИЦИИ ХАРЬКОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ 
ШКОЛЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЭМБЛЕМАТИКЕ ХАРЬКОВСКОЙ 
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ
Хрисанфова Д. В., преподаватель кафедры “МЖ”
Харьковская государственная академия дизайна и искусств
Аннотация.  В  статье  рассматриваются  эмблемы  Харьковской  художественной 
высшей  школы  на  примере  символики  Академии  дизайна  и  искусств.  Описывается 
история  возникновения  знаковых  изображений  и  выявляется  связь  эмблематики  с 
художественными традициями высшей школы.
Ключевые слова: высшая школа, традиция, символ, эмблема, знак, конструктивизм.
Анотація.  Хрісанфова  Д.  В.  Традиції  Харківської  художньої  вищої  школи  та  їх 
відображення в емблематиці Харківської державної академії дизайну та мистецтв. 
В  статті  розглядаються  емблеми  Харківської  художньої  вищої  школи  на  прикладі 
символіки Акадеії дизайну і мистецтв. Описується історія виникнення знакових зображень 
та виявляється зв’язок емблематики з художніми традиціями вищої школи.
Ключові слова: вища школа, традиція, символ, емблема, знак, конструктивізм.
The summary. Khrisanfova D. V. Traditions of the Kharkov art higher school and their 
re ection in the Kharkov state academy of design and arts
. In article emblems of the Kharkov 
art school are examples of academy of design and arts, a history of occurrence of symbolics, 
connection of the higher school.
Key words: the higher school, traditions, symbolic, emblem, a sign, constructivism.
Постановка проблемы. Проблема знаковой идентичности актуальна, 
современна  и  своевременна.  Для  вуза  наличие  собственной  эмблемы 
является  важным  приоритетным  вопросом.  В  статье  рассматриваются 
исторически  наследованные  символические  изображения,  также  дается 

оценка современным проектам по эмблеме вуза. Важным ключевым вопросом 

является изучение академических традиций высшей художественной школы, 
так как их непосредственное отражение – это основное идейное содержание 
символического изображения.
Связь работы с важными научными или практическими задачами
Статья написана  в соответствии с  планом  НИР кафедры монументальной 
живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств.
Цель работы. На основе анализа исторически сложившихся традиций 
высшей  художественной школы Харькова  выявить  основные эстетические 
композиционные и орнаментальные принципы, необходимые в составлении 
эмблем для идентификации высшей художественной школы. 
История возникновения высшей художественной школы в Харькове берет 
начало еще в XVIII веке. И как любая история, она началась с одной интересной 
идеи. В. Н. Каразин в своем “Предначертании о Харьковском университете” 
проектировал устройство при нем двух отделений, из которых одно должно 
быть посвящено художествам – приятным искусствам. Здесь должны были 
преподаваться рисование, музыка, танцы, фехтование и верховая езда, а другое – 
гражданским искусствам – должно было готовить гражданских архитекторов 
и инженеров. По уставу 1804 г. в Харьковском университете было введено 


140
Вісник ХДАДМ 
преподавание приятных искусств (рисования, гравирования музыки и танцев). 
Первым преподавателем рисования в университете был немец из Гамбурга 
Яков Николаевич  Матес.  Также преподавали  Ф.  Ф.  Репнин,  А.  И.  Лопуэс, 
Б. Ф. Клембовский, С. П. Чириков.
Потребность в специальной школе ощущалась давно: она не получала 
полного  удовлетворения  в  университетских  классах,  которые  были 
доступны только для студентов, не в гимназии, где преподавание рисования 
носило элементарный характер. Но известно, например, что ветеран среди 

гимназических  преподавателей  рисования  Д.  И.  Бесперчий  работал  с 

учениками, которые стали великими художниками – Семирадский и Ткаченко, 
а также первые уроки рисования в гимназии усвоил и С. И. Васильковский.
В 1869 году, 21 февраля открывается первая в Украине частная рисовальная 
школа М. Д. Раевской-Ивановой. Цель школы не была узко специальной – 
одних она готовила в Академию или другие художественные школы, других к 
художественно-профессиональной деятельности (иконописцев, декораторов, 
литографов, ретушеров). Главными предметами были рисование и живопись. 
Рисование начиналось с геометрических фигур и тел, затем рисовали голову, 
а  заканчивалось  рисованием  человеческой  фигуры  с  гипса.  Материалы 
использовали карандаш, уголь, соус. Живопись начиналась с теоретического 
ознакомления с основными, составными и дополнительными цветами. Потом 
расцвечивались  акварельно  плоские  орнаменты.  Орнаменты  изучались  в 
исторической  последовательности  стилей. Затем  переходили  к настоящей 
живописи: писали  и  мертвую  натуру  (натюрморт) и  живую (человеческая 
фигура и портрет). Обыкновенно писали акварелью и масляными красками. 
С 1870 года введено  преподавание  черчения, начиная с геометрического и 
технического, потом проекционного и кончая архитектурным. С 1886 года 
введена лепка из глины как вспомогательный предмет для рисования. Также 
ученики школы писали театральные декорации. Для желающих преподавалась 
живопись по фарфору, выжигание по дереву и тиснение по коже. Руководителем 
школы была М. Д. Раевская-Иванова, она преподавала рисование и живопись. 
С 1889 года рисование в младших классах вел П. К. Крюков, а в старших – 
М. Р. Пестриков, живопись преподавал А. П. Романенко. Черчение преподавали 
С. А.  Раевский,  С.  А. Мартынов,  К. К.  Маковский,  Г.  М.  Шторх;  лепку – 
С. Р. Бабский, И. И. Якобс. Лекции по анатомии читали доктора Павлов 

и Знаменский, по истории искусств – А. Н. Бекетов, А. Н. Деревицкий, 

А. А. Стоянов.
Это были первые этапы зарождения художественной школы в Харькове. 
Важным представляется отсутствие стихийности в методике обучения школы.
Происходит  становления  системы  художественного  образования  в 
Харькове. Детей не просто учили что-либо нарисовать. Предлагалась структура 
практического  и  теоретического образования.  Знания  анатомии,  черчения, 
история искусств, архитектуры помогали в раскрытии практического рисования – 
живописи, рисунка, лепки, театрально-декорационного искусства.


№ 6/ 2008
141
В 1896 году частная школа М. Д. Раевской-Ивановой была переименована 
в  городскую  художественную  школу.  Преподавали  Пестриков,  ученик 
И. Репина – М. Федоров, и ученик Маковского – К. Пинеев.
В 1912 году происходит долгожданное событие – открытие в Харькове 
художественного  училища,  подчиненного Санкт-Петербургской  Академии 
искусств.  Работали  М.  Пестриков,  К.  Пинеев,  М.  Федоров.  Директором 
училища назначили О. Любимова. Преподавали ученики Репина, Чистякова, 
Савицкого, Кардовского – О. Титов, С. Прохоров, Г. Горелов, О. Кокель. Им 
удалось сберечь и укрепить реалистические академические традиции.
После  революции  1917  года  в  1919  году  –  Харьковское  училище 
преобразовано  в  Свободные  государственные художественные  мастерские 
(по примеру Петроградских мастерских).
В сентябре 1921 года состоялась официальное открытие Харьковского 
художественного  техникума.  Такой  тип  учебных  заведений  в  20-е  годы 
принадлежал  к  системе  высшего  образования.  Этот  год  принято  считать 
годом образования высшей художественной школы в Харькове. В техникуме 
преподавали Кокель, Прохоров, Федоров, Козлов, Бабинский, Блох.
В  1924  году  создано  два  отделения  –  живописно-скульптурное  и 
архитектурное. Позже они стали называться факультетами. На живописно-

архитектурном  факультете  были  мастерские  портрета,  графическая 

(преподавали  Падалка  и  Ермилов),  театрально-декорационная  (преподавал 
Хвостенко-Хвостов).  Архитектурное  отделение  готовило  художников-
архитекторов. Преподавали Жуков, Гинзбург, Николаев, Покорный.
Начиная с 1927 года техникум начал выпускать специалистов. Одними из 
первых были – график Бойченко, скульптор Диндо, архитектор Яновицкий. 
В  1927  году  был  поставлен  вопрос  о  переименовании  техникума  в 
институт. В 1929 году название было утверждено. С этого года вуз называется 
Харьковский  художественный  институт.  В  1930-х  годах  штат  педагогов 
пополняется  новыми  талантливыми    преподавателями  и  художниками: 
Петрицкий, Севери, Косарев, Беседин, Дерегус, Фрадкин, Овчаренко. 
В 1930-е годы Харьковский институт на четыре года утрачивает статус 
высшего учебного заведения, но уже в 1938 году было восстановлено прежнее 
название.
В 1963 году Харьковский художественный институт был преобразован в 
художественно-промышленный вуз с подготовкой художников промышленного 
и  декорационного  профиля. Набор студентов  на станковые специальности 
был приостановлен. Работали: Ермилов, Косарев, Пронин, Юдкевич, Иванов, 
Тереховский, Федосов, Сыромятников, Константинов, Винокуров, Утевская.
С  1974  года  на  факультете  “Интерьер  и  оборудование”  начинается 
подготовка художников широкого профиля по монументально-декоративной 
росписи.  В  1982  году  было  дано  разрешение  на  открытие  в  институте 
отделения “станковой живописи”.
В августе 2001 года по распоряжению Кабинета Министров Украины 
на  базе  ХУДПРОМа  была создана Харьковская  государственная академия 


142
Вісник ХДАДМ 
дизайна и искусств IV уровня аккредитации. С 1999 года ректором академии 
является профессор академик В. Я. Даниленко.
Исследуя  историческую  последовательность  возникновения  и 

становления  высшей  художественной  школы  в  Харькове,  мы  видим,  что 

традиции, сложившиеся еще в годы возникновения художественного училища 
и  техникума,  принятые  позже  институтом  и  наследованные  академией, 
укрепились и обретают сейчас современную окраску, не умаляя достоинств 
академической фундаментальной базы живописи и рисунка. Фундамент школы 
был заложен еще в XIX веке. Еще М. Д. Раевская-Иванова сочетала в своей 
частной  школе  академические дисциплины рисунка  и  живописи  наряду  с 
декоративными и промышленными дисциплинами. Все практические занятия 
подкреплялись серьезной теоретической базой. С созданием художественного 
училища  и  техникума  в  Харькове  появляются  и  вырастают  серьезные 
школы  на  основе  графической,  театрально-декорационной,  живописной 
архитектурной  мастерских.  Под  руководством  таких мастеров как  Нарбут, 
Падалка, Ермилов, Хвостенко-Хвостов – создается творческая элита будущей 
высшей художественной школы в Харькове. Личностный, индивидуальный 
подход к обучению студентов формирует у будущих художников, дизайнеров и 
декораторов творческое мышление в понимании и осознании своей работы.
Развитие  эмблематики  харьковской  высшей  художественной  школы 
в  полной  мере  иллюстрирует  эволюцию  художественного  творческого 
языка, который всегда существовал и развивался согласно своему времени. 
Рассматривая  эмблему,  созданную  в  1962  –  1963  годах  для  Харьковского 
художественно-промышленного  института  (рис.  1),  мы  видим,  насколько 
сильны  традиции  школы  конструктивизма  и  сильной  промышленно-
дизайнерской  школы.  У  истоков  становления  были  такие  архитекторы  и 
художники как В. Константинов, Ермилов, Б. Косарев, А. Пронин, Г. Тищенко, 
А. Вяткин, Старостенко, Юдкевич и Билык, который первым ввел формальные 
задания по композиции для лучшего понимания и анализа структуры предметов 
и их взаимодействия между собой. Создатель эмблемы график Юрий Головаш 

воплотил в своем знаке гармоничное сочетание дизайнерского и эстетико-

художественного начала, соединив воедино механизм (левая часть эмблемы) 
и цветок (правая часть). Эмблема долгое время представляла художественно-
промышленный  институт,  но,  к  сожалению,  несвоевременная  регистрация 
знака привела к тому, что подобная символика появилась в Ленинградском 
химико-промышленного  заводе,  где  была  запатентована.  Художественно-
промышленный институт вынужден был отказаться от данной эмблемы. 
В  связи  с  утратой  эмблемы  появляется  острая  необходимость  в 
создании отличительного знака. В 1980 – 1990-е годы представители кафедр 
графического дизайна и станковой графики работают над данной проблемой. 
Приоритетным для эмблемы становится историко-культурное и эстетическое 
направление, она уже не разделяется на две части, как это было в 1963 году. 
В 1991 году профессор В. И. Лесняк разрабатывает логотип и фирменный 









№ 6/ 2008
143
стиль  Харьковского  художественно-промышленного института.  За основу 
было взято изображение главного корпуса академии, названного народной 
молвой “теремок”. Выбор не случаен, ведь здание построено в 1913 году и с 
ним связана история становления высшей художественной школы Харькова. 
Графический язык эмблемы лаконичный и строгий. Предлагается графическое 
решение  эмблемы  –  черно-белое  (рис.  2)  и  цветное,  с  использованием 
ограниченной палитры – красного, охры и черного цветов (рис. 3).
В  1996  году  Харьковская  художественная  высшая  школа  празднует 
75 лет со  дня  своего  основания. Было принято решения снова  вернуться к 
усовершенствованию эмблемы. Ведь эмблема – это своеобразный код, имя 

144

Вісник ХДАДМ 

института. Новый знак для института разрабатывает профессор В. Я. Шевченко. 
Он обращает наше внимание на историю становления Харьковской высшей 
художественной школы: на изучение графического наследия школы, на таких 
мастеров как Падалка и Нарбут; на особенности орнаментальных традиций. 
В  центре  знака  –  главный  корпус,  который  находится  в  орнаментальном 
окружении  как  под  защитой  истории.  Предлагается  графическое  решение 
(рис. 5), цветовое – красный, зеленый и черный (рис. 4).
Эмблема раскрывает связь академии с историей высшей художественной 
школы  Харькова.  Традиции  школы  –  фундамент  для  создания  новых 
современных решений. 
В 2008 году в Харьковской государственной академии дизайна и искусств 
защищался  интересный  и  неоднозначный  проект  –  предложение  новой 
современной эмблемы. Ее автором является студент кафедры “Графического 
дизайна”  С.  Ю.  Костик.  Цель дипломного проекта  –  разработка логотипа 
и фирменного стиля академии. Ультрасовременный подход, на мой взгляд, 
не  позволил  автору  глубже  взглянуть  на  историю  вуза.  Но  тем  не  менее 
предложение является очень интересным. Положительные качества разработки – 
способность автора простыми геометрическими образами передавать идейный 
замысел, подводя под него аргументированную философскую базу. Несмотря 
на положительные качества, есть и отрицательные моменты – это отсутствие 
временной связи с традициями высшей художественной школы, так же знак не 
узнаваем и не персонифицирован. Знак состоит из двух полос, которые означают 
два направления деятельности академии. Нижняя прямая линия – это искусство. 
Она представляет собой фундамент, базу. Верхняя линия – это дизайн, который 
вырос из искусства. Вместе они представляют условное изображение главного 
корпуса. Основная концепция автора – это современный, минималистический, 

доведенный до крайней степени условности знак (рис. 6).

Рождение  знака  –  это  творческий  процесс.  Думаю,  что  мы  еще  не 
раз  увидим  различные  предложения и  идеи.  Узнавание истории  традиций 
прошлого,  знания  настоящего  и  предчувствие  будущего  настраивают  на 
глубокий подход к составлению эмблемы.
Литература:
1.  Багалій Д. І. Історія Слобідської України. – Х.: Дельта, 1993. – 256 с.
2.  Описи Харківського намісництва кінця XVIII ст. – К.: Наукова думка, 1991.
3.  Традиції та новації у вищій архітектурно-художній освіті. – Харків: XXIII., 1998.
4.  Українська  графіка  XI  –  початку  XX  ст.  Альбом  /  В’юник.  –  М.:  Мистецтво, 
1994. – 328 с.
5.  Квитка Г. Ф. Харьков и уездные города. – Х., Мачулин, 2005. – 192 с.
6.  Щелков  К.  П.  Историческая  хронология  Харьковской  губернии.  (репринтное 
издание). – Х.: “Издательство САГА”, 2007. – 378 с.
7.  75  років  вищої  художньої  школи  Харкова  1921  –  1996.  Харківський  художньо-
промисловий інститут, 1996.
8.  Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / Авт. – сост. В. Андреева и др. – М.: ООО 
“Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 556 с.
Надійшла до редакції 4.04.2008