litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 23 24
Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психоло­го-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).



Содержание

ГЛАВА I. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

5

1.1. Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

5

1.2. Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей

8

1.3. Характеристика стилей семейного воспитания и его результатов .

18

1.3.1. Попустительский стиль семейного воспитания.

18

1.3.2. Состязательный стиль семейного воспитания

25

1.3.3. Рассудительный стиль семейного воспитания.

31

1.3.4.Предупредительный стиль семейного воспитания.

38

1.3.5. Контролирующий стиль семейного воспитания.

46

1.3.6. Сочувствующий стиль семейного воспитания.

54

1.3.7. Гармоничный стиль семейного воспитания.

61

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПАЛИЧНОСТИ.

67

2.1. Диагностика личности школьника в отечественной истории педагогического образования.


67

2.2. Понятие о структуре личности и его значение для разработки диагностики личности школьник.

81

2.3. Типологический подход как основа изучения личности школьника.

87

2.4. Методические требования к диагностике личности школьника.

95

2.5. Диагностические методики изучения социально-психологического типа личности

99

2.6. Методы изучения семьи и семейных отношений

109

ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ . .

163

3.1. Общий коррекционный подход .

163

3.2. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми

165

3.2.1. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми конформного социально-психологического типа

167

3.2.2. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа

170

3.2.3. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми сензитивного социально-психологического типа


172

3.2.4. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми инфантильного социально-психологического типа

174

3.2.5. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми тревожного социально-психологического типа

178

3.2.6. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми интровертивного социально-психологического типа.

183

3.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися.

186

3.3.1. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социального-психологического типа

189

3.3.2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа.

192

3.3.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа.

196

3.3.4. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа.

199.

3.3.5. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися тревожного социально-психологического типа.

202

3.3.6. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа

205

3.4. Организация совместной работы с роди­телями и педагогами .


211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

235

БИБЛИОГРАФИЯ.

240



Минияров В. М.

Психология семейного воспитания

(диагностико-коррекционный аспект)

В учебном пособии рассматриваются стили семейного воспитания, которые способствуют формированию определенного типа личности. Изучение социально-психологического типа личности школьников осуществляется по оригинальной авторской методике, апробированной в течение десяти лет. В книге дается развернутый вариант коррекционной работы учителя с детьми и их родителями.

Учебное пособие предназначено для студентов психологичес­ких факультетов как дополнительный материал к изучению раздела «Психология воспитания» в курсе «Педагогическая психология».

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Минияров В. М.

психология

СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(диагностика -коррекционный аспект)

Рекомендовано Редакционно-издательским советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия

Москва — Воронеж 2000

ББК88.5 М62

Главный редактор Д. И. Фельдштеин

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены педакиионной коллегии:

А. А. Бодалев Г. А. Бордовский В. П. Борисенков С. В. Дармодехин А. А. Деркач Ю. И. Дик А. И. Донцов И. В. Дубровина

Л. П. Кезина М. И. Кондаков В. Г. Костомаров О. Е. Кутафин В. С. Леднев В. И. Лубовский Ц. Н. Малафеев Н. Д. Никандров'


А. И. Подольский В. А. Поляков В. В. Рубцов Э. В. Сайко В. А. Сластенин И. И. Халеева В. М. Тиктинский--Шкловский



Рецензенты:

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А. А. Реан, доктор психологических наук, профессор Г. В. Акопов

Минияров В. М.

М62 Психология семейного воспитания (диагности-ко-коррекционный аспект). — М.: Московский психоло­го-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

В учебном пособии рассматриваются стили семейного воспитания, которые способствуют формированию определенного типа личности Изучение социально-психологического типа личности школьников осуществляется по оригинальной авторской методике, апробирован­ной в течение десяти лет. В книге дается развернутый вариант коррекционной работы учителя с детьми и их родителями

Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов как дополнительный материал к изучению раздела «Пси­хология воспитания» в курсе «Педагогическая психология».

ISBN 5-89502-183-2 (МПСИ) ISBN 5-89395-255-3 (НПО «МОДЭК»)

©Московский психолого-социальный

институт, 2000 ©Издательство НПО «МОДЭК.

Оформление, 2000.


Эта книга посвящается моему сыну Максиму

ОТ АВТОРА

В учебном пособии рассматривается новое направле­ние в коррекционной работе с учащимися. Логический спектр работы охватывает детерминированные процессы становления и развития личности, строго фиксируя край­ние варианты стилей семейного воспитания. Такой под­ход позволил выделить уровень сформированности основных семи характерологических свойств личности, которые соответствуют каждому стилю семейного воспи­тания. Выделенные мной основные характерологические свойства личности при яркой их выраженности позволя­ют рассматривать типическую картину личности. Это по­служило основанием для разработки диагностической методики определения социально-психологического типа личности. Изучение социально-психологического типа личности вытекает из того детерминированного сце­нария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздей­ствия и о которых говорил в свое время Э. Берн.


Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предлагаемых вариантов в зару­бежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая мной диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда (во все времена и эпохи) был идеалом воспитания. А предлагаемая коррекция поведения учащегося ориен­тирована прежде всего на коррекцию взаимоотношений учителя и учащегося, родителей и ребенка, которую мо­жет достаточно эффективно осуществлять школьный психолог или социальный педагог. Учебное пособие «Психология семейного воспитания» позволяет будуще­му психологу познакомиться и с другими вариантами изучения семейных отношений. Однако весь спектр во­просов психологии семейного воспитания осветить в од­ной книге не представляется возможным, хотя и привле­кается материал Р. В. Овчаровой и др. к углублению изу­чения вопросов, связанных с диагностикой и коррекци­онной работой с родителями.

Книга впервые дает целостное представление о путях коррекционной работы в системе образования на основе 3

получения не отрывочной информации о ребенке с помо­щью зарубежных методик, а методикой, логически обо­снованной теми стилевыми подходами к воспитанию, ко­торые ранее культивировали родители.

Автор глубоко убежден, что характер как психологи­ческое новообразование есть результат семейного воспи­тания и формируется уже к 3-у году жизни ребенка, что выражается в кризисе 3-х лет.

Я верю, что только через знание ребенка можно гуманизировать не только процесс семейного воспитания, но и в будущем изменить отношение учителей к процессу взаимодействия с учащимися, т. к. учитель всегда будет помнить, что он тоже жертва семейного воспитания.

В целом, книга написана во исполнение ожиданий Э. Фромма, о том, что в XXI веке, возможно, начнут изу­чать личность в норме, а не только через ее отклонения в

психическом развитии.

1 марта 2000 года.



ГЛАВА I.

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ тип личности

1.1. Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на форми­рование определенного типа личности.

Так, в первобытном обществе воспитание шло через систему инициации, которая позволяла воспитать непо­бедимого воина или вождя.

В древней Греции (V—IV в. в. до н.э.) в афинской ра­бовладельческой республике была поставлена задача вос­питания мужчин, у которых гармонически сочеталось бы физическое, нравственное и эстетическое развитие. До­стижение этой воспитательной цели осуществлялось че­рез систему школ, где дети с 7 до 14 лет получали общее образование. В школе «Кифариста» обучались музыке, пению и декламации, с 14 лет поступали в «Полестру» — школу борьбы, в которой занимались гимнастикой и слу­шали беседы о политике. Таким образом, в Афинах осу­ществлялось гармоническое развитие, понимавшееся как соразмеренное и пропорциональное сочетание отдельных «сторон» человека [I], Именно здесь впервые возникла мысль о том, что воспитание гармонически развитых де­тей должно осуществляться в соответствии с их приро­дой, т. к. человек — сам гармоническая часть природы. Этот принцип «природосообразности» воспитания полу­чил затем свое дальнейшее развитие в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др. Понима­ние принципа «природосообразности» в системе воспи­тания способствовало обобщению содержания воспита­тельного процесса.

Отдельные из таких принципов, типа «природосооб­разности», становятся всеобщими, переходящими из од­ной системы воспитания в другую.

Принцип «природосообразности» противостоит схоластическим и авторитарным системам воспитания с их жестокостью и насилием над ребенком. Педагоги­ческие концепции, проповедующие во все времена этот принцип, требовали проводить воспитание с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей, ин­тересов и запросов. Поэтому такие концепции отлича­лись целями, задачами и методами воспитания от офи­циально господствующих систем воспитания в обще­стве.


Так, педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо требова­ла во имя принципа «природоспособности» воспитывать детей вне влияния на них «испорченного» человеческого общества, вдали от «гнилой» цивилизации. Таким спосо­бом он хотел предупредить возможное дурное влияние общества на становление личности ребенка. Предупреди­тельный способ воспитания связан с тем, что по природе своей ребенок — существо нравственное, дурные черты ему прививает цивилизация, уродливое по своему устройству, общество.

Отсюда мы видим, Ж.-Ж. Руссо, будучи великим гу­манистом, использовавшим принцип «природосооб­разности» в своей концепции воспитания, предлагает культивировать естественный способ воспитания, ко­торый существовал во все времена в массовом сознании и опыте и в настоящее время называется способом «ги­перопеки».

Сложность использования школьных типов, опи­санных П. Ф. Лесгафтом, прежде всего связана с тем, что в основу характеристик положено большое количе­ство оснований, разновидных направлений, которыми занимаются особенно в настоящее время отдельные от­расли наук. Такой интегральный подход к изучению личности не был под силу ни в 20—30-х годах, когда ра­ботали интенсивно А.Ф. Лазурский [59] и П. П. Блонский [16], создавая педологию, ни в 50—60-х годах, ког­да в психологической отрасли знания превалировали исследования теоретического, а не экспериментально­го характера, ни в 70—80-х годах, когда эксперимента­льная психология в области изучения личности школь­ника в основном пыталась пользоваться американски­ми и западноевропейскими исследовательскими техно­логиями.

Заслуга П. Ф. Лесгафта, конечно, в том, что, создавая идеально нормальный тип личности, он видел его реаль­но существующим, к воспитанию которого мы должны стремиться. Для этого необходимо учесть условия семей­ной жизни матери, условия утробной жизни ребенка, на­следственность. С момента появления ребенка на свет необходимо проследить шаг за шагом все анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме ребенка в процессе его роста и развития, разобраться в таких проявлениях ребенка, как темперамент, тип и ха­рактер, а также уяснить себе природу индивидуальных особенностей организма, от которых зависят как физиче­ские качества человека, так и все физиологические, ду­шевные его проявления [59].


Изучая условия воспитания школьных типов лично­сти, основанных на строго детерминированном процес­се, можно выделить определенные стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Аксиологический подход к социуму позволяет рас­сматривать личность с позиции ее собственной ценности для общества, т. е. выявляет социальную направленность или, точнее, ориентацию личности на общественные ценности. Этот промежуточный компонент в структуре личности Н. Д. Левитов [62] и А. Г. Ковалев определили как составной и ведущий компонент характера личности [51].

Следовательно, есть основание рассмотреть пробле­му, каким же образом, при каких условиях и обстоятель­ствах происходит формирование того или иного типа личности. Анализируя условия формирования типов лич­ности. Можно выделить основные формы отношений ро­дителей к ребенку и окружающим, которые в последую­щем нами были положены в основу классификации сти­лей семейного воспитания.

Такими основными формами отношений к ребенку и окружающим являются:

• отношение родителей к деятельности ребенка;

• отношение родителей к использованию методов на­казания и поощрения;

• отношение родителей к ребенку;

• отношение родителей к окружающим людям;

• отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей;

• отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.

На основе существующих форм отношений родите­лей к ребенку автор выделил следующие стили семей­ного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирую­щий, сочувствующий. В табл.1 даются основные при­знаки, которыми характеризуются отношения родите­лей к ребенку, и соответствие стилей семейного воспи­тания личности.


Таким образом, стили семейного воспитания форми­руются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На вы­бор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педаго­гическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком.

В то же время нельзя со счетов снимать и историче­ские факторы развития социально-экономических от­ношений в обществе, которые создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования по­ложительных или отрицательных стилей семейного воспитания.



следующая страница >>