litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 4 5 6 7

Приложение II. Урок-соревнование в VIII классе на тему «Решение задач по определению количества теплоты, сопротивления и мощности электроприборов».

Цель урока:

обучающая: закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных, экспериментальных;

воспитательная: формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.

Оборудование: амперметр — 4 шт., вольтметр — шт., реостат, ключи — 4 шт., лампа карманного фонаря — 2 шт., спираль, два штатива, 4 источника питания, электрофорная

машина, теннисный шарик, стакан, расческа, бумажные человечки, провода соединительные, эбонитовая палочка.

Накануне урока-соревнования класс разбивается на три команды (равные по силам учащихся). Каждая команда выбирает капитана. Два-три сильных ученика выбирается в состав жюри, которое в течение всего урока подводят итоги конкурсов и результаты помещают в специальный экран соревнования. В конце урока жюри объявляет результаты и награждает победителя. Все опыты и необходимые оборудования готовятся заранее и к началу урока выставляется на демонстрационном столе и первых партах каждого ряда.

Ход урока.


  1. Учитель предлагает учащимся объяснить опыты.

Каждая команда объясняет один из опытов и имеет право дополнять ответы других команд, если те, в свою очередь не являются полными и обстоятельными.

О

твет: Ватка, положенная на заряженную палочку, зарядится одноименным зарядом. А одноименные заряды отталкиваются, поэтому ватка плавает в воздухе.

О

твет: Палец, поднесенный к заряженной гребенке, заряжается разноименным с ней зарядом. Поэтому гребенка притягивается к пальцу. Наведенный же в палец одноименный заряд уходит в землю.


Ответ: коснувшись пластины, соединенной с электрофорной машиной, маятник заряжается одноименным с ней зарядом и отталкивается от нее. Далее он касается другой пластины и, отдав ей свой заряд, разряжается. Поэтому он снова притягивается первой и т.д.


  1. Капитану каждой команды выдается экспериментальное задание, которое затем они оформляют на доске.

  1. Определить сопротивление трансформатора.

О
борудование: трансформатор, амперметр, вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода.

Ответ: , ответ оформить на доске.

  1. Определить количество теплоты, выделяемое спирально за 10 секунд.

Оборудование: амперметр, вольтметр, ключ, источник питания, спираль, закрепленная в штативе.

Ответ:

  1. О
    пределить работу тока в электрической лампе за 30 секунд.

Оборудование: лампа накаливания, источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

О
твет: .

  1. Фронтальное решение задач.

  1. Крупнейшей радиостанцией, действовавшей в России в период I Мировой войны, была Ходынская. Она имела генератор тока мощностью 320 кВт, а напряжение не его зажимах было 220 В. Найти силу, вырабатываемую генератором.

    Решение:








    ,



    .

    .



  2. Электрическая печь для плавки металла потребляет ток 800 А при напряжении 60 В. сколько теплоты выделяется в печи за 1 мин?

    Решение:







    ,

    ,

    .

    .

    .


  3. Вычислите сопротивление телеграфного провода между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 600 км и сечением 12


.

Ответ: 5 кОм.

  1. Устная проверка III задания и обсуждение у доски.

Учитель зачитывает условие задачи, класс говорит, по какой формуле решена задача, а учитель называет ответ.

  1. Отчет капитанов команд.

  2. Подведение итогов соревнования.

Награждение победителя.

Заключение


Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания предметов естественно-математического цикла, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении науки в основных отраслях современного производства. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.


Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматий , справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов , диапозитивы и другие средства наглядности.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Для развития познавательной активности учащихся важно не только сформулировать требования к их знаниям, но и вооружить школьников общей методологией научного познания? От фактов к постановке проблемы, от выдвижения гипотезы к выводу теоретических следствий, от нахождения идеи эксперимента к его реализации. Школьники должны усвоить структуру фундаментальных физических теорий, а также научиться оперировать категориями этих теорий.

Литература.


  1. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973.

  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе.

  3. Возрастная педагогическая психология./под ред. проф. А.В. Петровского. уч. пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1973.

  4. Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1973.

  5. Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. — М., 1985.

  6. Знаменский К.Н. Методика преподавания физики в средней школе.

  7. Каменский С.В., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. — М., 1985.

  8. Гайдучок К.М. Управление самостоятельной работой школьников.//Физика в школе, 1986, № 2.

  9. Коршак Е.В. Использование дидактических и раздаточных материалов для организации самостоятельной работы по физике.

  10. Качура Л.Ф. Опыт активизации контроля знаний и самостоятельной работы учащихся с помощью карточек-заданий.


  11. Лырчикова В.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы.//Физика в школе, 1987, № 2.

  12. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений и навыков.//Физика в школе, 1987, № 1.

  13. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.

  14. Шилов. Организация самостоятельной работы учащихся с учебником.//Физика в школе, 1994, № 4.

  15. Гамезо. Возрастная и педагогическая психология. — М.,1985.

  16. Запрудский К.М. Физика и ускорение НТП. — М., 1992.

  17. Мощанский И.В. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. — М., 1990.

  18. Совершенствование преподавания физики в средней школе./под ред. В.Г. Разумовского. — М., 1991.

  19. Чеботарева К.А. Самостоятельная работа по физике в 6 и 7 классах. — М., 1983.

  20. Бабанский Н.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988.

  21. Ковалев С.М. Психология личности. — М.: Просвещение, 1981.

  22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

  23. Давыдов В.В. проблемы развивающего развития. — М., 1986.

  24. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развития. — М., 1989.

  25. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.

  26. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974.

  27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

  28. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977.

  29. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989.

  30. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М, 1991.

  31. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.
  32. Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. — М., 1979.


  33. Шапоринский С.А. Обучение и научное познаний. — М., 1981.

  34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М., 1979.

  35. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.

  36. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроке физики. — М., 1980.

  37. Бабанский Ю.К. Интенсификация учебного процесса обучения. — М., 1987.

  38. Кларкин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1974.

  39. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.

  40. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971.

  41. Бардин С.М. Учитесь властвовать собой. — М., 1976.

  42. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитания школьников. — М., 1975.

  43. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. — М., 1983.

  44. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. — М., 1981.

  45. Кочетов А.И. педагогические основы самовоспитания. — М, 1974.

  46. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. — М., 1984.

  47. Победоносцев И.А. Совершенствуем систему воспитания. — М., 1989.

  48. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. — М., 1985.

  49. Синица Б.И. Педагогический такт и мастерство учителя. — Киев, 1981.

  50. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. — М., 1980.

  51. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

  52. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: Учпедгиз, 1981.

  53. Пидкасистый П.М. Самостоятельная деятельность учащихся. — М.: Педагогика, 1980.

  54. Азаров Ю.П. искусство воспитания. — М., 1985.

  55. Кирсанова Л.А. О некоторых особенностях самостоятельной работы в проблемном обучении. — В сб.: Формирование направленности личности школьника. — Владимир, 1975.
  56. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования./ Под ред. М.Н. Скаткина и В.В. Краевского. — М.: Педагогика, 1978.

  57. Глухих Е.В. Самостоятельная работа студентов как средство повышения познавательной деятельности. — В сб.: Совершенствование подготовки будущего учителя. — Уссурийск, 1993.




<< предыдущая страница